Диана Кулиева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие.
- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.
- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну игрушек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Оборудование: игрушки : медведь, грузовик, пазлы, 6 цветов розового цвета, 6 цветов – желтого цвета, 6 цветов – коричневого цвета, «зеленая полянка» - песочный стол, домики для игрушек, 5 кругов для прыжков.
Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», вырезание цветов.
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Введение в игровую ситуацию.
Ребята, а вы любите путешествовать? Предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие в страну игрушек.
Скажите, обычно люди на чем путешествуют?
Дети: На самолете, на машине, на корабле….
Воспитатель: Предлагаю отправиться на самолете.
Давайте скажем волшебные слова:
Чу, чу, чу
На самолете я лечу.
Полетели за мной, я ваш пилот.
Воспитатель: Ну вот, мы оказались в стране игрушек. Посмотрите дом стоит. Вы хотите узнать, кто в нем живет?
Дети : да
Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, кто живет в этом доме.
3. Игровая ситуация с загадкой.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
Дети: Медведь.
Воспитатель: давайте рассмотрим игрушку медведя.
Воспитатель и дети садятся на стульчики.
1. Что это? (Это игрушка медведь.)
2. Какого роста Медведь? (Медведь небольшого роста.)
3. Какие у него есть части? (У медведя есть голова, туловище, лапы и хвост)
4. Какого цвета медведь? (медведь коричневого цветом)
5. Из какого материала сшит медведь? (медведь сшит из меха)
6. Что надето на медведе? (на медведе надета красная футболка)
7. Как можно играть с медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т. д.)
Воспитатель:
Ребята, кто хочет составить описательный рассказ о медведе?
Ребенок:
Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь коричневого цвета. Он сшит из меха, поэтому мягкий. На медведе надета синяя футболка. Медведя можно укладывать спать, катать на машине.
Воспитатель:
Молодец, у тебя получился замечательный рассказ.
4. Дидактическая игра “Что из чего”.
Дети встают со стульчиков в кружок, бросаю ребенку в руки мяч и задаю вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением.
Если игрушка сделана из дерева, она какая?
Ребенок: если игрушка сделана из дерева то она деревянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из бумаги, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из бумаги, она бумажная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из стекла, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из стекла, она стеклянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из глины, то она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из глины, то она глиняная.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Ребята, впереди болото. Чтобы нам не провалиться, прыгаем с кочки на кочку.
(5-6 кругов, дети перепрыгивают с «кочки» на «кочку» произвольно)
5. Игровая ситуация с загадкой.
Ребята смотрите гараж. Интересно кто в нем живет?
Послушайте загадку.
Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит.
Дети: Грузовик.
Воспитатель достает грузовик.
Дети садятся на стульчики.
(описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ)
Воспитатель: Ребята давайте составим описательный рассказ про грузовик. Кто хочет составит рассказ? Слушайте внимательно, я Кирилла остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас.
Ребенок: Это грузовик. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета.
2 Ребенок:
Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове.
Воспитатель: Молодцы, Влад и Кирилл вы составили замечательный рассказ. А теперь мы сами будем водителями.
Встанем в круг.
6. Динамическая пауза.
Упражнение "Насос"
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки - вдох
2. Выполнять наклон вперед - вниз и при каждом наклоне делать выдох с произнесением звука ш-ш-ш как при накачивании шин насосом (5 наклонов и вдохов).
3. Заводим машину с произнесением звука с-с-с
4. Вращение воображаемого руля, подъезжаем к следующему дому.
7. Игровая ситуация с загадкой.
Воспитатель: Вот мы подъехали к дому. Давайте узнаем, кто здесь живет.
Она похожа на актрису.
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка :
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! Кто хочет составить описательный рассказ о кукле?
Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней разноцветное платьице. На платье желтая бабочка с голубеньким цветочком на усиках. На ногах у куклы серо-розовые туфельки.
Воспитатель: Молодец. Берем в руки руль и отправляемся дальше.
8. Игра. «Собери картинки и».
Воспитатель: Ребята подходите к столам. Перед вами пазлы, нужно их собрать и описать, что у вас получилось.
9. Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, смотрите поляна, но нет на ней цветов.
Подойдем к ней поближе. Давайте украсим с вами полянку, но цветы здесь непростые, если вам понравилось в стране игрушек - кладем желтый или розовый цветочек, если что-то не понравилось коричневый
Воспитатель:
Ребята, что мы делали в стране игрушек? (собирали картинки, украшали полянку, составляли описательные рассказы про игрушки)
А что вам понравилось больше всего?
Как нужно обращаться с игрушками? (не ломать, мыть, складывать на места).
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно: До свидания страна игрушек.
Дети: До свидания страна игрушек.
Воспитатель: Отправляемся назад на самолете.
Скажем вместе:
Чу, чу, чу в детский сад я улечу!
Полетели….
Мы в стране игрушек побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Ребята мне очень понравилось с вами путешествовать. Давайте
как-нибудь повторим наше путешествие, но уже в другую страну. Спасибо всем.
Пояснительная записка
Представленное занятие предназначено для проведения непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
Форма проведения занятия - подгрупповая.
Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие в страну игрушек».
В предварительной работе дети отгадывали загадки, проводилась дидактическая игра «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», вырезание цветочков для поляны. Организационный момент сопровождался произнесением художественного слова и положительного настроя на деятельность. В волшебную страну дети отправились на самолете.
В процессе НОД реализуются следующие задачи:
1. Обучающие.
- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.
Здесь я использовала игрушки : медведь, грузовик, кукла. Прежде, чем дети приступили к описанию игрушки, я использовала игровой прием – отгадали загадку описательного характера. Я посчитала уместным, сначала рассмотреть игрушку, ответить на вопросы, затем дети приступили к составлению описательного рассказа.
- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.
Эта задача нашла свое отражение в динамической паузе с использованием звукоподражания (завели машины «с-с-с» накачали шины «ш-ш-ш»)
- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Во время проведения динамической паузы.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Эта задача была реализована в дидактической игре «Что из чего». Во время проведения игры следила за тем, чтобы дети отвечали полным предложением, используя слова из вопроса. Благодаря игре, дети обогатили словарный запас.
2. Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
Дети учатся осуществлять последовательное, логическое развертывание речи, соответственно развивается мышление, внимание и память.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
При описании игрушек
- Развивать коммуникативные действия.
Дети в игровой обстановке усваивали правила и нормы принятые в обществе. Не перебивать, дослушивать до конца, не разговаривать, когда кто-то составляет рассказ. Эта задача тесно связана с воспитывающей задачей.
3. Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
И итогом занятия стала «сказочная поляна», дети при помощи цветов разного цвета выразили свое отношение к путешествию. Здесь же был подведен итог занятия. Детям было предложено вспомнить, что мы делали в стране игрушек, в какие игры играли, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Благодаря смене видов деятельности, когда дети «путешествовали» по стране от домика к домику, динамическая пауза, прыжки через болото по кочкам позволили снять утомляемость детей.
Таким образом, считаю, что цель занятия достигнута, были созданы условия для развития связной речи детей. А разнообразие методов и приемов на занятии помогло мне заинтересовать детей и провести занятие в комфортной эмоционально обстановке.