Галина Викторовна Архипова
Конспект занятия «Хлеб» по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела Архипова Г. В.
Цели:
Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.
Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;
Ход занятия
1. Организационный момент
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — хлебом.
2. Беседа о хлебе
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)
Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.
-Какие пословицы Вы знаете о хлебе?
Хлеб — всему голова.
Хорошо трудиться — хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
-Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.
Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.
Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)
Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)
Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)
Где растет хлеб? (В поле.)
— Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую — весной.
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)
- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.
Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.
На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи — черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт — зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.
После созревания специальные машины — комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.
На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять — «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и — в печку.
Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь — от колоска к караваю
3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»
4. Физкультминутка
Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали Подпрыгивают,
В яму заехали приседают,
Горки объехали делают повороты вправо и влево.
и на поле приехали.
5. «Какой? Какая?»
— А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой.
Один большой, а другой. и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).
Это большое поле, а маленькое — полюшко.
Это колос, а это маленький. (колосок)
Это пшеница, а это. (пшеничка)
Это кукуруза, а это. (кукурузка)
Это зерно, а это. (зернышко)
Это стебель, а это. (стебелек)
Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)
Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)
Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)
Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)
6. Дидактическая игра: «Подбери слова»
Хлеб какой : вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).
Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т. д.
7. «Отгадай, что это?»
- Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.
Ржаная – это лепешка или хлеб?
Ржаное — это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные - это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?
8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?
Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
9. Игра "Цепочка".
Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
Из чего мука? (Из зерна.)
Откуда зерно? (Из колоса.)
Откуда колос? (Вырос в поле.)
10. Итог занятия
— Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека» :
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!».