Грезент Евгения Рихардовна
Конспект занятия по развитию речи «Лиса с лисятами». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему : «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Подготовила и провела воспитатель Грезент Е. Р.
2021год
Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.
Образовательные задачи:
- формировать умение рассматривать картину;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лиса с лисятами“, Старшая группа» размещена в разделах
- формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных;
- развивать умение грамматически правильно строить предложения;
- обогащать и активизировать словарь;
-развивать связную речь детей;
- употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа;
- формировать умение отвечать полным предложением;
- воспитывать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.
Предварительная работа: рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Ежиная семья».
Материалы: картина "Лиса с лисятами", мяч, «подзорные трубы», схема частей рассказа.
Ход занятия:
Оргмомент-психогимнастика гимнастика с элементами точечного массажа «Доброе утро»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети!
Мы проснулись! (Поднять руки вверх)
Дети садятся полукругом на стульчики.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Сейчас мы кого-то увидим, но для этого нужно отгадать загадку. Вы хотите послушать загадку?
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса. Этот зверь лесной — …. (Лиса)
Воспитатель. Кто это? (Лиса).
Воспитатель: Посмотрите, лисичка прибежала к нам в гости.
Рассматривание игрушки-лисы.
– Расскажите, какая лиса? (рыжая, пушистая, мягкая, хитрая).
--Что может делать лиса? (бегать, спать, есть, нюхать).
--Назовите семью лисы. (папа – лис, мама – лиса, детёныши – лисята).
Воспитатель: Давайте поиграем с нашей лисичкой. Я вам буду задавать вопросы, а выбудете отвечать где Лиса? (Лиса села около стула. Лиса спряталась за Машу. Лиса взобралась на стол)
А теперь предлагаю с вами поиграть в игру с мячом «Мама и детки»
У медведицы – один. медвежонок, а много--- медвежат;
У белки - один бельчонок, много бельчат
У волчицы – один волчонок, иного волчат
У ежихи – один ежонок, много ежат
У зайчихи - один зайчонок, много зайчат
У лисицы - один лисенок, много лисят.
Молодцы, ребята.
Воспитатель: ребята, а лиса ---какое животное? Домашнее или дикое (дикое, лесное). лисичка с нами поиграла и хочет отправиться к себе домой в лес. Ребята, а давайте закроем глазки и представим себя в лесу. (Воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами»).
Открывайте глаза, мы как-будто в лесу. Посмотрите на эту картину. Давайте ее рассмотрим. (Воспитатель раздает детям «подзорные» трубы) ребята, смотрите, я вам даю подзорные трубы чтобы мы с вами внимательно рассмотрели все обьекты нашей картины. (смотрим). Сначала нужно назвать одно живое существо (но повторяться не нужно). Маша, кого живого ты видишь на картине?
Дарина, а ты кого видишь из живого существа?
А ты Алина?
Мы всех живых существ назвали?
Маша,а что еще ты видишь на картине? Это живое?
А что еще мы не перечислили?
-Ребята, а как можно назвать семью, которая изображена на картине? (лисья семья)
- Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? ( ответы детей: рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т. д.) какая у лисы шерсть (пушистая, рыжая).
- Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? (чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)
- А как можно сказать про лисят? какие они? (рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т. д.).
- А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)
- Что делает мама лиса? (лиса присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)
- Сколько лисят у мамы- лисицы? (у лисы трое лисят)
- Какие лисята? Какой характер у лисят (Маленькие, рыжие, пушистые, веселые, шустрые, игривые, задорные, озорные, шаловливые и т. д).
-Что они делают? (Лисята играют, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
-Вам нравится эта картина?
-Как можно назвать эту картину? («Дружная семейка», «Семья лисиц», «Лиса с лисятами»).
Ребята, мы устали и я предлагаю немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Лиса»
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! (от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.)
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша! (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)
Ребята, теперь мы лисы. Мы напали на заячий след. Принюхиваемся. Вдыхаем и выдыхаем только носом. А теперь еще раз вдыхаем носом и на одном выдохе произносим «Это мышь (заяц, белка)».
-Ребята, а вы знаете кто пишет рассказы? (писатели)
- Давайте с вами превратимся в писателей и составим рассказ по этой картине.
В сво м рассказе мы будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят.
Воспитатель:
- У рассказа, вы знаете должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой (напомнить модель "прямоугольник ", разделенный на три неравные части - зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец). Начать рассказ можно, например, со слов «Погода была
т плая и солнечная….», «Был теплый осенний денек» и т. д.
-Рассказ должен быть обязательно законченным.
В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.
Сначала послушайте мой рассказ, а потом кто-то из вас придумает свой.
Пример рассказа:
Однажды теплым летним днем в лесу на полянке вышла погулять лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У нее длинный, красивый, пушистый хвост. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Двое лисят играют, резвятся, а один спит возле мамы лисицы, рядом с ее пышным хвостиком. У лисят заботливая мама. Хорошо лисятам на поляне. Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапы, и внимательно смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!
Вот такой у меня получился рассказ.
Заслушиваются рассказы детей (не меньше 2-х).
Рефлексия
- Ребята, кто к нам сегодня приходил?
- Что мы сегодня делали?
- Что вам понравилось?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
-Что было трудным?
На этом занятие наше закончено, и мы будем заниматься другими делами. Всем спасибо.