Елена Кузичева
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Приметы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить представления детей о весне. Вспомнить приметы весны, название весенних месяцев. Обогатить словарный запас детей. Учить пересказывать текст, используя образные выражения, сравнения, эпитеты.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие :
1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме «Весна».
2. Развитие словесно-логического мышления.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе „Приметы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Развитие умения подбирать действия и признаки.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: март, апрель, май; приметы весны,набухают почки, говорливые ручьи, снежные шали, ледоход, проталины, линять, на опушке, подснежник, капель
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: 3 шапочки с символическим изображением весенних месяцев; пособие «Опорные картинки для обучения детей пересказу текстов. Вып. 3 Весна» Г. Сычёвой; аудиозапись П. Чайковский «Времена года», искусственные цветы подснежники, веточки с набухшими почками;
картинки с изображением птиц (грач, скворец, соловей, ласточка, журавль).
Ход занятия:
Звучит музыка аудиозапись П. Чайковский «Времена года»
Воспитатель: Послушайте музыку и подумайте, о каком времени года эта музыка?
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна) .
- Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «Весна-красна?» (Весна красивая).
- Так в народе называли весну, потому что она очень красивая: светит солнышко, распускаются листочки, оживает всё вокруг.
Воспитатель:Какой сейчас месяц? (апрель). Это второй месяц весны. Вспомните, какой был первый месяц весны и какой праздник мы отмечали? (март, 8 Марта)
Воспитатель: А какой третий весенний месяц? (май). Как вы думаете, какой весенний месяц самый холодный? (март). А самый тёплый (май)
Воспитатель:Ребята, как в народе называли март? (март-капельник)
Почему? (Потому что в марте бывает капель)
Воспитатель : Что такое капель и почему она бывает? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять).
Воспитатель: А как называли апрель? (апрель-водолей).
- Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
Воспитатель:Как называли май? (май цветень).
- Почему? (В мае расцветают цветы).
Воспитатель: Вот мы и повторили весенние месяцы. Давайте выстроим месяцы по порядку (Дети в шапочках с изображением капельки, воды и цветка выходят и встают друг за другом. Закрепляют названия месяцев)
А теперь мы будем составлять рассказ о весне с помощью картинок. Сначала послушайте внимательно рассказ. Я буду читать предложения и прикреплять к доске картинки.
(В ходе чтения, воспитатель объясняет незнакомые слова и выражения).
Лес пробудился от зимнего сна. Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали. На лесных полянках появились первые проталины. Зазвенели между корней деревьев говорливые ручейки. С громким треском раскололся лед на реке – начался ледоход. Набухают почки на ветках деревьев. На опушке леса греются в лучах теплого весеннего солнца зайцы. Белки начинают линять – им больше не понадобятся теплые зимние шубки. Скоро вылезет из берлоги отощавший за зиму медведь. И затрещат на весь лес сороки: «Радуйтесь звери и птицы - весна пришла».
Воспитатель: Как вы думаете, про какой весенний месяц этот рассказ, почему?
- Как говорится про снег на ветках сосен и елей? (снежные шали)
- Что появилось на лесных полянках?
- Какие ручейки зазвенели между корней деревьев? (говорливые)
- Что началось на реке весной? (ледоход)
- Что произошло со льдом (раскололся с громким треском)
- Где греются в лучах солнца зайцы? (на опушке)
- Что произошло с шубками у белок (начинают линять)
- Откуда вылезет медведь? (из берлоги)
- Какой медведь после зимней спячки? (отощавший за зиму)
- как затрещат сороки? (на весь лес)
Воспитатель: Послушайте рассказ ещё раз. (читает) А теперь мы попробуем пересказать этот рассказ с помощью картинок: вы будете по очереди выходить и припоминать, какими словами я говорила, что изображено на картинке. Слушайте внимательно, будете помогать своим друзьям.
(дети по-очереди пересказывают по 2-3 предложения. Рассказ можно пресказать 2-3 раза, убирая несколько картинок с доски)
Физминутка
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Весенние слова». Вы должны подобрать как можно больше слов, отвечая на мой вопрос.
Зимой небо какое? (зимнее, серое, хмурое, низкое, мрачное, холодное)
Весной небо какое? (весеннее, голубое, яркое, чистое, высокое, ясное, безоблачное).
Весной солнце какое? (яркое, лучистое, тёплое, ласковое, радостное).
Весной травка какая? (молодая, нежная, первая, зелёная, душистая, мягкая). Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот».
Ранняя - поздняя
Затяжная - дружная
Теплая - холодная
Веселая – грустная
Перелётные - зимующие
Сыро - сухо
Светло- темно
Замерзли – растаяли
Воспитатель: Весной к нам прилетают перелётные птицы. Попробуйте угадать их по описанию. Игра «Угадай птицу по описанию»
1. Перелетная птица с черным оперением фиолетового отлива, одна из первых возвращается весной, ходит по полю, ищет червячков (Грач)
2. Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец)
3. Маленькая неприметная буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением, трели которой мы услышим в мае (Соловей)
4. У какой птички хвостик вилочкой, черный фрак и белый животик? (Ласточка)
Воспитатель: Весной птицы совьют гнёзда и выведут птенцов. Назовите, птенца :
У скворца – (скворчонок). А если их много? (скворчата)
У грача – (грачонок). А если их много? (грачата)
У соловья –(соловьёнок). А если их много? (соловьята)
У журавля – (журавлёнок). А если их много (журавлята).
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне)
Ребята, какие новые слова вы узнали и что они обозначают? (ледоход, почки, линять, проталины) Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Сейчас пойдём на прогулку и ещё раз понаблюдаем за весенними проявлениями в природе.