Сание Алиевна Аметова
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Дом, в котором я живу»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства;
Программные задачи:
Образовательные:
- закреплять знание домашнего адреса;
- знания о частях дома, назначение комнат в квартире;
- развивать умение пользоваться распространённым предложением; относительными прилагательными, сложными словами;
- развивать умение строить высказывание;
- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;
- формировать умение классифицировать предметы;
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
Развивающие:
- развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику рук.
- развивать умения сравнивать и анализировать;
- развивать речевой слух, темп речи, речевое дыхание, интонационную выразительность;
- продолжать расширять и активизировать словарный запас,
- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- развивать способности эмоционально воспринимать музыку.
Воспитательные:
- создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности,
- воспитывать бережное отношение к живой природе, к своему дому.
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать доброе отношение к своим близким и родным; окружающим детям, взрослым.
- формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.
Оборудование:
Презентация на тему «Дом»; «части» дома на каждого ребёнка; предметные картинки для д/и; музыкальный материал.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
«Солнышко с утра проснулось, к нам в окошко улыбнулось.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся и им тоже подарим свои улыбки!
Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
– Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Мечутся жители: “Где же наш дом?”
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить,
А знаешь ты точно
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Воспитатель: – О чём эта история?
Дети: – О доме.
Воспитатель: - Да, разволновались люди не зря, ведь дом - это самое родное и теплое место! Мы любим дома вместе собираться с родными и близкими. Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят. Но чтобы не заблудиться и не потерять свой дом, что нужно знать?
Дети: - Свой адрес!
Воспитатель: – Да, это название улицы и номер дома и квартиры. А какие бывают дома?
Дети: – Дома бывают разные.
(Слайд №2)
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Слайд №3)
У нас с вами будут разные дома:
У меня одноэтажный дом – а у вас? (многоэтажный дом,
У меня низкий дом – а у вас? (высокий дом,
У меня маленький дом – а у вас? (большой дом,
У меня старый дом – а у вас? (новый дом).
Чтобы построить дом. Необходимы строительные материалы.
Для строительства немало есть на складе материала:
В краях, богатых лесом, люди издавна строили себе дома из дерева. Такой дом теплый и удобный, в нем хорошо дышится. Постройки из камня долговечны. А современные дома строят из кирпича, железобетона, стекла и металла.
Дидактическая игра «Скажи какой!» (Слайд №4)
– Если дом построен из дерева? Он будет какой? - деревянный.
– Если дом построен из кирпича. - кирпичный,
– Если дом построен из глины? - глиняный,
– Если дом построен из камня? - каменный,
– Если дом построен из пластмассы? - пластмассовый,
– Если дом построен из стекла? - стеклянный,
– Если дом построен из пряников? - пряничный,
– Если дом сделан из соломы? - соломенный,
– Если дом сделан из снега? - снежный.
- Ребята, давайте с вами построим свой дом, теплый, прочный и уютный!
Но прежде, немного разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дом»:
Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верх и растопырить пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой).
Солнце было, дождик шёл (Показать солнце - раскрытые ладошки и «стряхивающие движения»)
И тюльпан в саду расцвёл. (Ладошки сжаты, пальцы раскрыть)
А теперь вместе построим дом! Перед вами лежат части дома, вы поочереди будете на доску выкладывать нужную часть дома, чтобы в конце у нас получился большой и красивый дом. (Дети выкладывают на доску деталь и называют ее, а также для чего она нужна): (Слайд №5) Задание «Закончи предложение»:
-Фундамент необходим,. чтобы дом был прочным и устойчивым,
-Стены нужны,. чтобы защищать от холода, ветра и дождя,
-Крыша нужна,. чтобы защитить от дождя и палящего солнца,
-Крыльцо со ступенями нужно,. чтобы легче в дом попасть и не намокнуть под дождем открывая дверь.
-Дверь нужна,. чтобы входить и выходить из дома,
-Дверной звонок нужен,. чтобы сообщить о своём визите хозяину дома,
-Окна нужны,. чтобы в доме было светло,
-Труба на крыше нужна для того,. чтобы выходил дым из печи,
-Балкон нужен,. чтобы дышать свежим воздухом и любоваться красивыми видами,
-Забор вокруг дома нужен,. чтобы в дом не проникли чужие,незнакомые люди или бездомные животные.
-Палисадник и цветник возле дома нужен. для красоты, чтобы любоваться и вдыхать ароматы цветов.
Воспитатель: Какой замечательный у нас получился дом! Все части дома мы назвали и выложили верно.
Воспитатель: В доме мы живём со своей семьёй, со своими родными. Мы очень близки с ними и на них похожи. А вы знаете, что слова тоже есть родные друг другу, слова-родственники? Вот у слова ДОМ тоже есть такие родственники! То есть слова, в которых встречается одинаковая часть, называют «родственными» словами. Я прочитаю небольшое стихотворение, а вы доскажете недостающее словечко!
Игра «Доскажи словечко»:
И с крылечком, и с окном
На пригорке стоит (дом).
Дом огромный, с медведище
Называется … (домище).
Если в доме жил бы гномик,
Называл бы дом свой … (домик).
Совсем крошечный, для мышки
Назовём мы дом … (домишко).
Здесь за печкой, за трубой
Живёт старый … (домовой).
Выпил чай, съел торт вчерашний
И надел халат … (домашний).
К слову дом прибавь хозяйка.
Кто же мышь? … (домохозяйка).
Воспитатель: Какая часть в этих словах одинаковая? (Дом) Значит эти слова родственные!
А теперь послушайте ещё слова. Какую одинаковую часть вы в них слышите? Назовите её!
-Звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить; - звон
-хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница; - хлеб
-цвет, цветок, цветут, цветник;- цвет
-лес, лесной, лесник, лесистый;-лес
Правильно! Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Я приготовила для вас загадки о комнатах, попробуйте их отгадать:(Слайд №6)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Гостиная)
Сладкий сон –
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будет иногда. (Спальня)
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся. (Ванная комната).
В этой комнате на полке
Куклы, зайчики и волки.
Мчится поезд по ковру,
Малышей зовёт в игру.
Дочки, сыновья и внуки
Тут совсем не знают скуки. (Детская)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите сколько комнат, сколько в комнатах предметов и вещей! Каждая вещь на своём месте и везде порядок. (Слайд №7)
Но что я вижу, в одной комнате бардак! Как же так! Всё разбросано вокруг. Давайте вместе наведём порядок, разложим всё по местам! Я принесла эти вещи к нам в группу, но сама не справлюсь с уборкой! Помогите мне. Чтобы мы быстрее справились, я предлагаю разделиться на команды. Каждая команда соберёт только свои предметы и отнесёт их на место. (Детям предлагаются условные места хранения вещей и они распределяют картинки-предметы по группам)
Дидактическая игра «Сгруппируй предметы». (Дети за столами выполняют задание)
Одежда - юбка, брюки, рубашка, футболка, платье.
Обувь - кроссовки, сапоги, ботинки, туфли, шлепки.
Продукты - колбаса, молоко, сыр, йогурт, бананы.
Игрушки - юла, мишка, мяч, машинка, кукла.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно сделали. Каждая команда назовёт свою группу предметов одним словом. Навели порядок в доме (Слайд №8)
А теперь немного подвигаемся:
Физкультминутка «Загадка»:
Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки (топают на месте,
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки (наклоняются вперёд,
Мы не кони, хоть на нас, вы садились и не раз! (приседают). (Стулья)
Воспитатель: Эту загадку вы угадали. Присаживайтесь на стульчики и послушайте ещё несколько загадок:
Если ты захочешь спать
В спальне ждет тебя (кровать)
С пирогами чай попьем
За обеденным …. (столом)
Как приятно нашей Тане
Поваляться на (диване)
Здесь на полочках моих,
Много нужного стоит.
Выше всех я, как жираф
Я – большой красивый… (шкаф)
Как мы это назовем одним словом? Что это? (Мебель) (Слайд № 9)
Итог занятия:
Воспитатель: Ну вот мы выполнили последнее задание! Вы, ребята, молодцы! Мы многое с вами вспомнили и много выполнили заданий.
О чём мы сегодня говорили? (О домах, какие они бывают, из чего их строят, какие части у дома, какие комнаты в доме есть, отгадывали загадки, сами дом построили и ещё навели порядок в комнате)
Спасибо вам за старания!