Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дом, в котором я живу»

Сание Алиевна Аметова
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста  «Дом, в котором я живу»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства;

Программные задачи:

Образовательные:

- закреплять знание домашнего адреса;

- знания о частях дома, назначение комнат в квартире;

- развивать умение пользоваться распространённым предложением; относительными прилагательными, сложными словами;

- развивать умение строить высказывание;

- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

- формировать умение классифицировать предметы;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

Развивающие:

-  развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику рук.

- развивать умения сравнивать и анализировать;

- развивать речевой слух, темп речи, речевое дыхание, интонационную выразительность;

- продолжать расширять и активизировать словарный запас,

- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

- развивать способности эмоционально воспринимать музыку.

Воспитательные:

- создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности,

- воспитывать бережное отношение к живой природе, к своему дому.

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать доброе отношение к своим близким и родным; окружающим детям, взрослым.

- формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.

Оборудование:

Презентация на тему «Дом»; «части» дома на каждого ребёнка; предметные картинки для д/и; музыкальный материал.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

«Солнышко с утра проснулось, к нам в окошко улыбнулось.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся и им тоже подарим свои улыбки!

Воспитатель:

– Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

– Был, говорят, где-то случай такой,

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Мечутся жители: “Где же наш дом?”

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое, лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить,

А знаешь ты точно

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: – О чём эта история?

Дети: – О доме.

Воспитатель: - Да, разволновались люди не зря, ведь дом - это самое родное и теплое место! Мы любим дома вместе собираться с родными и близкими. Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят. Но чтобы не заблудиться и не потерять свой дом, что нужно знать?

Дети: - Свой адрес!

Воспитатель: – Да, это название улицы и номер дома и квартиры. А какие бывают дома?

Дети: – Дома бывают разные.

(Слайд №2)

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Слайд №3)

У нас с вами будут разные дома:

У меня одноэтажный дом – а у вас? (многоэтажный дом,

У меня низкий дом – а у вас? (высокий дом,

У меня маленький дом – а у вас? (большой дом,

У меня старый дом – а у вас? (новый дом).

Чтобы построить дом. Необходимы строительные материалы.

Для строительства немало есть на складе материала:

В краях, богатых лесом, люди издавна строили себе дома из дерева. Такой дом теплый и удобный, в нем хорошо дышится. Постройки из камня долговечны. А современные дома строят из кирпича, железобетона, стекла и металла.

Дидактическая игра «Скажи какой!» (Слайд №4)

– Если дом построен из дерева? Он будет какой? - деревянный.

– Если дом построен из кирпича. - кирпичный,

– Если дом построен из глины? - глиняный,

– Если дом построен из камня? - каменный,

– Если дом построен из пластмассы? - пластмассовый,

– Если дом построен из стекла? - стеклянный,

– Если дом построен из пряников? - пряничный,

– Если дом сделан из соломы? - соломенный,

– Если дом сделан из снега? - снежный.

- Ребята, давайте с вами построим свой дом, теплый, прочный и уютный!

Но прежде, немного разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра  «Дом»:

Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верх и растопырить пальцы)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой).

Солнце было, дождик шёл (Показать солнце - раскрытые ладошки и «стряхивающие движения»)

И тюльпан в саду расцвёл. (Ладошки сжаты, пальцы раскрыть)

А теперь вместе построим дом! Перед вами лежат части дома, вы поочереди будете на доску выкладывать нужную часть дома, чтобы в конце у нас получился большой и красивый дом. (Дети выкладывают на доску деталь и называют ее, а также для чего она нужна): (Слайд №5) Задание «Закончи предложение»:

-Фундамент необходим,. чтобы дом был прочным и устойчивым,

-Стены нужны,. чтобы защищать от холода, ветра и дождя,

-Крыша нужна,. чтобы защитить от дождя и палящего солнца,

-Крыльцо со ступенями нужно,. чтобы легче в дом попасть и не намокнуть под дождем открывая дверь.

-Дверь нужна,. чтобы входить и выходить из дома,

-Дверной звонок нужен,. чтобы сообщить о своём визите хозяину дома,

-Окна нужны,. чтобы в доме было светло,

-Труба на крыше нужна для того,. чтобы выходил дым из печи,

-Балкон нужен,. чтобы дышать свежим воздухом и любоваться красивыми видами,

-Забор вокруг дома нужен,. чтобы в дом не проникли чужие,незнакомые люди или бездомные животные.

-Палисадник и цветник возле дома нужен. для красоты, чтобы любоваться и вдыхать ароматы цветов.

Воспитатель: Какой замечательный у нас получился дом! Все части дома мы назвали и выложили верно.

Воспитатель: В доме мы живём со своей семьёй, со своими родными. Мы очень близки с ними и на них похожи. А вы знаете, что слова тоже есть родные друг другу, слова-родственники? Вот у слова ДОМ тоже есть такие родственники!  То есть слова, в которых встречается одинаковая часть, называют «родственными» словами. Я прочитаю небольшое стихотворение, а вы доскажете недостающее словечко!

Игра «Доскажи словечко»:

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит (дом).

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище).

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик).

Совсем крошечный, для мышки

Назовём мы дом … (домишко).

Здесь за печкой, за трубой

Живёт старый … (домовой).

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний).

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка).

Воспитатель: Какая часть в этих словах одинаковая? (Дом) Значит эти слова родственные!

А теперь послушайте ещё слова. Какую одинаковую часть вы в них слышите? Назовите её!

-Звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить; - звон

-хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница; - хлеб

-цвет, цветок, цветут, цветник;- цвет

-лес, лесной, лесник, лесистый;-лес

Правильно! Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Я  приготовила для вас загадки о комнатах, попробуйте их отгадать:(Слайд №6)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать.  (Гостиная)

Сладкий сон –

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будет иногда.  (Спальня)

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша.  (Кухня)

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки,

Просто умываемся.  (Ванная комната).

В этой комнате на полке

Куклы, зайчики и волки.

Мчится поезд по ковру,

Малышей зовёт в игру.

Дочки, сыновья и внуки

Тут совсем не знают скуки. (Детская)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите сколько комнат, сколько в комнатах предметов и вещей! Каждая вещь на своём месте и везде порядок. (Слайд №7)

Но что я вижу, в одной комнате бардак! Как же так! Всё разбросано вокруг. Давайте вместе наведём порядок, разложим всё по местам! Я принесла эти вещи к нам в группу, но сама не справлюсь с уборкой! Помогите мне. Чтобы мы быстрее справились, я предлагаю разделиться на команды. Каждая команда соберёт только свои предметы и отнесёт их на место. (Детям предлагаются условные места хранения вещей и они распределяют картинки-предметы по группам)

Дидактическая игра «Сгруппируй предметы». (Дети за столами выполняют задание)

Одежда - юбка, брюки, рубашка, футболка, платье.

Обувь - кроссовки, сапоги, ботинки, туфли, шлепки.

Продукты - колбаса, молоко, сыр, йогурт, бананы.

Игрушки - юла, мишка, мяч, машинка, кукла.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно сделали. Каждая команда назовёт свою группу предметов одним словом. Навели порядок в доме (Слайд №8)

А теперь немного подвигаемся:

Физкультминутка «Загадка»:

Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки (топают на месте,

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки (наклоняются вперёд,

Мы не кони, хоть на нас, вы садились и не раз! (приседают). (Стулья)

Воспитатель: Эту загадку вы угадали. Присаживайтесь на стульчики и послушайте ещё несколько загадок:

Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя (кровать)

С пирогами чай попьем

За обеденным …. (столом)

Как приятно нашей Тане

Поваляться на (диване)

Здесь на полочках моих,

Много нужного стоит.

Выше всех я, как жираф

Я – большой красивый… (шкаф)

Как мы это назовем одним словом? Что это? (Мебель) (Слайд № 9)

Итог занятия:

Воспитатель: Ну вот мы выполнили последнее задание! Вы, ребята, молодцы! Мы многое с вами вспомнили и много выполнили заданий.

О чём мы сегодня говорили? (О домах, какие они бывают, из чего их строят, какие части у дома, какие комнаты в доме есть, отгадывали загадки, сами дом построили и ещё навели порядок в комнате)

Спасибо вам за старания!

Публикации по теме:

Конспект беседы «Поселок, в котором я живу» в младшей группеКонспект беседы «Поселок, в котором я живу» в младшей группе Цель: формирование представление о родном поселке. Задачи: Образовательные: учить детей отвечать на поставленные вопросы; обогащать и активизировать.

Конспект музыкального тематического занятия «Край, в котором я живу» (старшая группа) .

Конспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группеКонспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группе Тема: Дом в котором я живу. Цель: Создать условия для формирования умений располагать части предмета в определённой последовательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дом, в котором я живу»
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 12:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Дом, в котором я живу»» (включая файлы) размещена пользователем Сание Алиевна Аметова (УИ 1918449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД