Барышева Валентина
Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка, физическое развитие (физкультминутка).
Темочки:
Тема: Путешествие в страну Красивой речи.
Задачи:
Обучающие задачи: Формирование умения обобщать; совершенствование навыков коммуникативного общения; изучение словоизменения и словообразования; изучение употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов; закрепление умения раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики; обучение детей передавать образ пластическим способом, используя приём разглаживания пластилина по контору.
Развивающие задачи : Развитие диалогической связной речи и образного представления; расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх; развитие у детей интереса к изобразительной и художественной деятельности; развитие мелкой моторики, координации движений.
Воспитательные задачи: Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания к окружающим; воспитание навыков аккуратной работы с пластилином.
Методы и приемы руководства: Наглядные, словесные, практические.
Материал:
Демонстрационный : Воздушный шар, письмо, магнитная доска с картинками, «лучи солнышка» с заданиями, колокольчик.
Раздаточный: Пластмассовые доски для лепки, пластилин (жёлтого и оранжевого цвета)
Предварительная работа: Беседа, отгадывание загадок, просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, выполнение физкультурных разминок.
Ход НОД:
Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Начнём мы с вами с приветствия.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Мне позвонили из одной необычной и удивительной страны и позвали нас на помощь. И поэтому мы с вами сейчас отправимся в путешествие в страну Красивой речи. А попасть мы туда сможем с помощью фантазии. Фантазии, дети, это наши мечты, когда мы о чём-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, чётко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Пролетам над лесом и полем, слышим журчание рек.
(включается сказочная музыка)
Деятельностная часть.
Воспитатель: Дети, открывайте глаза. Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. Ой, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик и на нём письмо. Так, так что же в нём написано.
Письмо: Здравствуйте, друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, рада приветствовать вас в своей стране. Пригласила я вас к себе за помощью. Злой волшебник украл лучики нашего солнышка и поэтому все жители страны забыли, что такое радость и смех. Помогите мне, пожалуйста. Я приготовила вам задания.
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
Дети: Даааа. (хором)
Воспитатель: Сначала нам нужно отгадать загадку
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались… Это (солнце)
На доске висит солнышко без лучиков
Воспитатель: Посмотрите, а какое солнышко?
Дети: Круглое, жёлтое.
Воспитатель: На что похоже солнышко?
Дети: На тарелку, на апельсин, на блин.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое настроение у солнышка?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Правильно. Оно грустное, потому что злой волшебник заколдовал его и забрал все лучики. Но мы сможем солнышку помочь, нам нужно выполнить задания, которые дала фея, и лучики будут возвращаться к солнышку.
Задание 1 «Назови ласково».
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребёнку мяч, называет слово, а ребёнок должен подобрать уменьшительно-ласкательное.
- бык – бычок; — жук – жучок; — обезьяна – обезьянка; — бегемот – бегемотик; — собака – собачка; — кабан – кабанчик; — барсук – барсучок.
Воспитатель: Молодцы! Можем с вами прикрепить один лучик к солнышку.
Задание 2 «Скажи наоборот».
Детям нужно подобрать противоположное по значению слово:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … ( «близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … ( «низко»)
Скажу я слово «уронил» — … ( «поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … ( «нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … ( «правда»)
И вдруг скажу я слово «враг» — … ( «друг»)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты … ( «храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … ( «конец»!
Воспитатель: Молодцы! Прикрепляем ещё лучик.
Задание 3 «Назови признак».
Воспитатель: В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Метрёшка из дерева, значит она деревянная;
Дом из кирпича – кирпичный;
Ваза из стекла – стеклянная;
Ложка из железа – железная;
Самолётик из бумаги – бумажный;
Сумка из кожи – кожаная.
Прикрепляем лучик.
Задание 4 «Где спрятался звук?».
Воспитатель: Какой звук спрятался в стихотворении, вы должны угадать самостоятельно. Слушайте внимательно:
Это кто жужжит сердито,
Жу – жу – жу да жу – жу – жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук)
Итак, а где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, ёж?
Задание 5 «Сколько слогов в слове?»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки животных, (корова, лиса, волк, белка, мышь, собака., а вы будете называть это животное при этом хлопками разделять слова на слоги.
Физкультминутка
Воспитатель: В стране красивой речи любят играть, как и мы с вами. Так что давайте немного поиграем.
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдёмся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно –
Нам теперь учиться нужно!
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю придумать свои солнышки из пластилина. Но прежде чем начать работать разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» :
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки.
Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберём, Выполняют хватательные движения щепотью.
Золочёные возьмём.
Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернём. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
- дети выполняют задание (лепят солнышко).
Воспитатель: Молодцы ребята! Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания и расколдовали лучики. И теперь солнышко яркое, лучистое, весёлое.
А сейчас мы с вами отправимся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Мы с вами снова пролетаем над полями и лесами. Открывайте глазки, вот мы и вернулись в детский сад!
Рефлексивно-оценочная часть.
Воспитатель: Итак, ребята, что вам понравилось больше всего?
Что было особенно трудно?
Какое из заданий показалось вам особенно интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными и дружными.
А сейчас мы встанем вкруг,
За руки возьмёмся,
Будем рядышком стоять.
Будем ручками махать.
Все сегодня занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!
- Из сказочной страны я забрала ваши солнышки, вечером покажем вашим мамам. Спасибо ребята вам за сегодняшнюю работу.