Инга Григорьевна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на основе ТРИЗ технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя игры на основе ТРИЗ технологий.
Задачи:
- закрепить в словаре детей понятие антонимы;
- продолжать учить образовывать прилагательные;
- развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно-образное мышление;
- стимулировать детей к результативной деятельности через похвалу и поощрение.
Предварительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- разучивание разминки «Мы самолеты»;
- рассматривание альбомов с животными и природой Африки;
- просмотр отрывков из мультфильмов «Каникулы Бонифация» и «38 попугаев»;
- использование игр технологии ТРИЗ «Да-Нет», «Хорошо-плохо» в совместной деятельности.
Материалы, оборудование, пособие:
- интерактивная доска;
- предметные и сюжетные картинки по теме «Африка»;
- видеопрезентация;
- резиновые балансировочные полусферы;
- карта;
- книга про животных и природу Африки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Цель: активизировать внимание детей.
Воспитатель показывает детям большой конверт.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что сегодня утром я нашла у нас в группе. Это конверт. Хотите узнать от кого он? Откроем его?
Дети. Да. Откроем его.
Воспитатель открывает конверт и достает письмо.
Воспитатель. «Здравствуйте ребята, меня зовут обезьянка Чи-Чи, я живу на красивом континенте Африка, в джунглях. У меня пропал друг. Я очень скучаю по нему. Помогите его найти. В путешествии по Африке вам поможет карта, которую вы найдете в конверте».
Воспитатель. Ребята, поможем Чи-Чи?
Дети. Конечно поможем!
Воспитатель. Как вы думаете, на каком транспорте быстрее всего можно попасть в Африку?
Дети. Быстрее всего в Африку мы попадем на самолете.
Воспитатель. Правильно, сегодня мы оправимся в путешествие на самолете.
Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями. На экране появляются картинки лесов, рек, морей.
Двигательная разминка «Мы самолеты»
Отправляемся в полет,
Путешествие нас ждет! (Строятся в колонну)
Все готово для полета
Руки - крылья самолета (Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны).
Загудел наш самолет (Полуприсяд, (СЛАЙД ЗВУК)
Слышите мотор ревет? («Вертелочка» руками)
Край родной мы оставляем (Машут правой рукой).
Вы готовы?
Мы взлетаем! (Бегут друг за другом). (СЛАЙД)
В небе высоко парим,
Над морями мы летим.
Скорость убавляем.
К Африке подлетаем! (Садятся на правое колено) (СЛАЙД)
Вот и Африка, друзья! (Сидя, рука правая вверх в сторону, затем левая)
Здравствуй, Африка моя!» (Встают, рука правая вверх в сторону, затем левая, потом обнимаем себя перекрестно)
II. Основная часть.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя игры на основе ТРИЗ технологий.
Звучат звуки Джунглей, на экране меняются слайды с природой Африки.
Воспитатель. Вот мы и прибыли в Африку. А вы знаете, что в Африке никогда не бывает зимы, здесь круглый год очень жарко, светит солнце, и лишь иногда бывают дожди. А какие животные обитают в Африке?
Дети. Слоны, жирафы, крокодилы, зебры и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором животные объединены парами.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экране животные Африки, они объединены в пары. Подберите к каждой паре слова противоположные по смыслу.
На экране меняются слайды, дети называют антонимы.
- У жирафа длинная шея, а у носорога короткая.
- У обезьяны тонкий хвост, а у тигра толстый.
- У слона большие уши, а у зебры маленькие.
- У бегемота широкая спина, а у льва узкая.
- У крокодила короткие ноги, а у зебры длинные.
- Тигр смелый, а страус трусливый.
- Гепард бегает быстро, а черепаха медленно.
- У слона ноги толстые, а у жирафа тонкие.
- Обезьяна маленькая, а слон большой.
Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Да, Африка очень большой континент и здесь обитают очень много животных, но как же нам найти здесь обезьянку?
Дети. Нам поможет карта.
Воспитатель. Конечно, мы воспользуемся картой. А вы умеете пользоваться картой? И как узнать в какую сторону нам идти?
Дети. Идти по стрелочкам.
Воспитатель. Правильно, мы пойдем по стрелкам, которые нарисованы на карте. И первое что нам нужно – это пройти по тропинке. Тропинка длинною в несколько шагов, посчитайте по карте сколько шагов нужно пройти?
Дети. Семь шагов.
Воспитатель. Чтобы нам ее пройти нам нужно сыграть в игру «Наоборот», каждый правильный ответ даёт нам право сделать шаг. Вы готовы?
Дети. Мы готовы.
Воспитатель. Тогда в путь!
Вот и нам пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …. (низко
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь …. (близко)
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь …. (пол)
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты …. (нашёл)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты …. (храбрец)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай …. (конец)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились! Посмотрите здесь стоит указатель. На нем есть надпись: «Налево пойдешь – в пустыню Сахару попадешь. Направо пойдешь – в джунгли попадешь». Так куда мы пойдем налево или на право?
Дети. Направо, в джунгли!
На экране слайды с фотографиями джунглей.
Воспитатель. Джунгли – это непроходимый лес. Сплошная стена из деревьев, кустарников, трав, перевитых лианами разной длины. В джунглях сырость, полумрак. Все здесь настораживает и пугает. Ядовитые змеи, насекомые, хищники угрожают человеку на каждом шагу. Но мы с вами ничего не боимся. Мы смелые?
Дети. Да, мы смелые.
Воспитатель. Чтобы попасть в джунгли нам нужно идти вот по этой тропе. Повторяете за мной.
Отряд по Джунглям смело идет
То прямо вперед, то задом наперед (ходьба в разных направлениях)
Вот перед нами - быстрый ручей (прыжки вперед)
Надо его перепрыгнуть скорей!
Как увидим большую стрекозу,
Быстро спрячемся в траву. (приседают)
Много опасностей там и тут (поворот головы право – влево)
Но мы не боимся – нас Джунгли зовут! (прыжок вверх)
Звуки воды, ручья
Воспитатель. Посмотрите ребята, мы пришли к ручью. Как же нам через него перебраться?
Предполагаемые ответы детей. Мы можем переплыть ручей. Построить плот и на нем переплыть. Построить мост.
Воспитатель. Молодцы, сколько вариантов! Но мы с вами будем строить мост. Для этого нам нужно выполнить задание, за каждый правильный ответ вы получите дощечку для строительства моста.
Игра «Скажи одним словом»
- Если у жирафа шея длинная, он какой? - Жираф длинношеий.
- Если у бегемота толстые ноги, он какой? – Бегемот толстоногий.
- Если у слона большие уши, он какой? – Слон большеухий.
- Если у обезьяны длинный хвост? – Обезьяна длиннохвостая
- Если у носорога длинный рог? – Носорог длиннорогий.
- Если у льва длинная грива? – Лев длинногривый.
- Если у крокодила толстая кожа? – Крокодил толстокожий
Воспитатель. Молодцы ребята, хороший получился мостик, крепкий. Давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше. А дальше стрелки указывают, что нам нужно пройти пещеру.
Воспитатель обращает внимание детей на экран
Воспитатель. Посмотрите, а здесь наскальные рисунки. Что здесь изображено?
Дети. Предметы, люди, они что-то делают.
Воспитатель. Я догадалась, что эти рисунки как-то связаны между собой. А вы догадались?
Дети. Да. Здесь нарисованы люди, и они выполняют противоположные действия.
Воспитатель. Совершенно верно. Эти картинки нужно соединить между собой.
Дети по одному подходят к экрану и объединяют картинки в пары.
Идет – стоит
Работает – отдыхает,
Смеётся – плачет
Разжечь – потушить
Открыть – закрыть
Налить – вылить
Построить – сломать
Открыть – закрыть
Повесить – снять
Спускаться – подниматься.
Воспитатель. Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Ребята, посмотрите на нашу карту, впереди у нас «Дорога камней», по ней нужно пройти, не потеряв равновесие.
Дети под музыку идут по дорожке, выложенной из резиновых балансировочных полусфер.
Воспитатель. Ребята, «Дорога камней» привела нас на солнечную поляну, я предлагаю вам сесть в круг и поиграть в игру «Хорошо – плохо». Ребята вы знаете, что во всяком плохом есть немного хорошего и наоборот. Важно уметь определять это хорошее и плохое. В этой игре мы научимся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. В Африке много удивительных животных – это хорошо или плохо?
Дети. Это хорошо.
Воспитатель. А почему, вы думаете, что это хорошо?
Дети. Это хорошо – такие животные не обитают в нашей стране, можно узнать о них много нового, наблюдать за их поведением в природе.
Воспитатель. В Африке много хищников – это хорошо или плохо?
Дети. Это плохо.
Воспитатель. А почему, вы так считаете?
Дети. Это плохо – к ним нельзя приближаться, они опасны, могут охотиться не только на других животных, но и на человека.
Воспитатель. В Африке всегда тепло – это хорошо или плохо?
Дети. Это хорошо.
Воспитатель. А почему вы, так решили?
Дети. Это хорошо – не нужно покупать теплые вещи, всегда много солнца, можно много купаться на речке, загорать, не замерзнешь, не простудишься.
Воспитатель. В Африке всегда тепло, значит не бывает зимы – это хорошо или плохо?
Дети. Это плохо.
Воспитатель. Докажите, что если всегда жарко, это плохо.
Дети. Это плохо – в Африке очень жарко, там не бывает снега, даже если снег и выпадет, то он быстро растает, невозможно построить горку, слепить снеговика, покататься на санках, лыжах, коньках.
Воспитатель. Молодцы! Мы с вами отдохнули с пользой на нашей полянке.
Звучит веселая музыка и на поляне появляется обезьянка Чи-Чи.
Чи-Чи. Привет, ребята, я очень рада вас видеть. У меня был, когда –то друг и я по нему скучаю, угадайте кто это? Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать вам «да» или «нет».
Воспитатель. Ребята, можно я задам первый вопрос?
Дети. Да, можно.
Воспитатель. Это живое?
Чи-Чи. Да.
Дети. Это животное?
Чи-Чи. Нет.
Дети. Это птица?
Чи-Чи. Да.
Дети. Птица маленькая?
Чи-Чи. Нет.
Дети. Птица умеет летать?
Чи-Чи. Да.
Дети. Это говорящая птица?
Чи-Чи. Да.
Дети. У нее яркое оперение?
Чи-Чи. Да.
Дети. У птицы клюв маленький?
Чи-Чи. Нет.
Дети. У птицы есть хохолок?
Чи-Чи. Да.
Дети. Это попугай?
Чи-Чи. Да.
На экране появляется изображение попугая.
Чи-Чи. Ура! Нашелся мой любимый попугай! Как я рада, спасибо вам ребята за помощь.
Воспитатель. Чи-Чи, мы рады были тебе помочь. А нам, ребята, пора прощаться. До свиданья, Африка, волшебная страна! Здесь было интересно, прекрасно и чудесно, но нам домой пора!
Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями. На экране появляются картинки лесов, рек, морей.
Двигательная разминка «Мы самолеты»
Сядем снова в самолет,
Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)
В небе высоко парим,
Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)
Губы вытянем вперед.
Самолет гудит, поет:
УУУУУ (Поворот вокруг себя) (СЛАЙД ЗВУК)
В Лугу я лечу! (Летят друг за другом)
Наш любимый детский сад
С нетерпеньем ждет ребят. (Встают, на одно колено)
III. Заключительная часть.
Цель: подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?
Дети. В Африке.
Воспитатель. Что на занятии вам особенно понравилось?
Предположительные ответы детей. Летать на самолете, строить мост, шагать по «Дороге камней», играть в игру «Хорошо – плохо», отдыхать на полянке, помогать Чи-Чи искать попугая.
Воспитатель. Я тоже рада была побывать в этом увлекательном путешествии, и на память о нем я дарю вам книгу. Она о животных Африки. Вы всегда сможете ее посмотреть и вспомнить о нашем путешествии.