Раиса Ситникова
Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР в старшей группе «Знай и люби свой город?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать гражданскую позицию у дошкольников на примере родного города. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Новочеркасске
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Активизировать словарь детей по теме «Мой город» (природа, городские объекты, транспорт, достопримечательности родного города).
2. Закрепить навык выделения ударного гласного из середины слова.
3. Закрепить умение делить слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР в старшей группе „Знай и люби свой город?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
4. Закрепить навык образования форм существительных Р. п. мн. ч.
5 .Закрепить навык согласования существительных и глаголов во мн. ч.
6. Учить детей делить простые предложения на слова.
7. Развивать чувство ритма, координацию речи с движением.
8. Развивать у детей навыки речевого общения.
9. Развивать слуховую память и логическое мышление.
10. Закрепить знание цветов, умение ориентироваться в пространстве, двигаться под музыку, выполнять правила игры.
11. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свой город, развивать бережное отношение к окружающему.
2. Воспитание дружелюбного отношения между детьми.
3. Воспитание речевой активности.
4. Воспитание контроля и самоконтроля детей в речи.
Материалы и оборудование: Карточки с видами городских объектов ; плакат-заготовка «Наш город Новочеркасск; кирпичики из детского конструктора, игрушечные дорожные знаки; флажки красного и зеленого цвета по количеству детей; три обруча трех цветов, три комплекта цветков трех цветов, соответственно цвету обручей; руль; аудиозаписи песен: Барбарики «Дети нарисовали…», «Гимн- О Новочеркасске»-, Е. Железнова музыкальная игра: «Автобус».
Планируемые результаты:
1. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
2. Дети учатся выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
3. Дети учатся сотрудничать в совместной деятельности.
4. Проявляют умение слышать других и стремление быть понятым другими.
5. Дети учатся выражать свои мысли, используя речь, строить речевые высказывания в ситуации общения.
6. Умеют выделять ударные гласные звуки в односложных словах; закрепляют навык деления слов на слоги и предложений на слова; учатся образовывать грамматические формы числа существительных.
Ход занятия
I часть. Интеллектуальная разминка
1. Организационный момент.
2. Логопед: Логопед помещает на магнитную доску иллюстрации изображения транспортаДети, Сегодня я приглашаю вас на прогулку по нашему городу. Предлагаю выбрать, на чем поедем. (помещает на магнитную доску иллюстрации сизображением транспорта)
Отгадывайте загадки и отвечайте, подойдет нам этот транспорт или нет.
• Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
• Братцы в гости снарядились,
Друг за дружку уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
• Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
• Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
• Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети:-Поезд не подойдет, нет рельсов;
Самолёт не подойдёт, не сможем разглядеть с высоты и вовремя остановиться;
-В автомобиль все ребята не поместятся.
-Поедем на автобусе!
логопед: Молодцы! Отгадали все мои загадки и правильно выбрали транспорт.
3. Динамическая пауза «Автобус»
цель:. Координация речи с движением
логопед приглашает детей поиграть на ковре
Дети выбирают водителя считалкой, занимают места в автобусе и произносят слова с движениями)
Шла машина торопилась,
Прямо к дому подкатилась.
Поворотов было много.
Ох, и трудная дорога (Считалка)
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
- Что же –в путь! (звучит отрывок из песни о Новочеркасске)
слова
II часть. Основная часть.
1. Рассмамтивание иллюстраций «Беседа-тест»
1.«Беседа-тест»
Цель:. Воспитание речевой активности, памяти,внимания, логического мышления.
Логопед: Посмотрите и назовите правильный ответ:
-Наш город –Москва, Ростов-на Дону, Новочеркасск.
-Назовите реки, протекающие в городе : Дон, Волга, Тузловка.
- -Чего нет в нашем городе?- театра, вокзала, метро.
-Какой транспорт не ездит в нашем городе?-автобусы, трамваи, троллейбусы.
-Название памятник на центральной площади:Платову М. И., Пушкину А. С.
-На гербе нашего города нарисовано : пушка, танк, паровоз. (хоровые ответы детей.)
2. Упражнение «Чего много в городе?»
Цель:. Закрепить навык образования форм существительных Р. п. мн. ч.
(Хоровые ответы детей.)
- Мост –много мостов, дорога-,дерево-, школа. ,дом., улица-, житель..
3. Игра «Регулировщики»
Цель: выделение ударного гласного из середины слова)
Логопед: - Первая остановка! (предлагаю выйти из автобуса.)
Слушайте слова и показывайте движения на гласный звук, который слышите в середине слова: на А-руки вверх, на У-вперед, на Ы- скрестить, на О- на пояс, на И- развести в стороны.)
Дом, сад, груз, руль, знак, пост, склад, звон, крик, шум, зал, сын, мир.
4. Логопед. -Продолжим путешествие. Займите места.
(звучит запись дорожных шумов)
Упражнение «На дороге»
Цель: Закрепить навык согласования существительных и глаголов во мн. ч.
Логопед: -Продолжим путешествие. Займите места.
(звучит запись дорожных шумов -Как много разных машин на улицах нашего города.
Скажи по образцу, про несколько: Н-р: Грузовик стоит –грузовики стоят
машина сигналит., автобус тормозит-,
поезд гудит, троллейбус едет-, светофор горит-…
Логопед :Молодцы!
5. Логопед раздает детям флажки красного и зеленого цвета.
. Игра «Светофорчики»
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Дети поднимают, соответственно тексту, флажки красного или зеленого цвета (можно - нельзя)
Не ходи по тротуарам,
А иди по мостовой.
Пусть тебе свистит вдогонку
Очень строгий постовой.
Чтобы было безопасно,
К перекрестку подойди
И зеленого сигнала
Терпеливо подожди.
Я немного подожду
И на красный перейду.
Пусть машины не сигналят,
И водитель тормозит.
Влад, на светофор не глядя,
Через улицу бежит.
Чтобы долго жить здоровым,
Жизнь свою не потерять,
Надо правила движенья
Непременно выполнять
Логопед: У нас-2 остановка.
. Игра: «Сколько остановок до.»
Цель: Закрепить умение делить слова на слоги.
Дети отгадывают загадки и «прошагивают» словечко
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов.
Кто ждёт прибытий поездов,
Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)
• Люди в белом, не скучают,
Не сидят они без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)
• Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
• В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные,
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а… (музей)
7. Физкультминутка
«Профессии» Логопед: В нашем городе трудятся люди разных профессий.
. Физкультминутка «Профессии»
Дети выполняют движения по тексту:
Дети: Я – шофер –помыл машину, сел за руль и выгнул спину. Загудел мотор, и шины зашуршали у машины.
Подметает дворник двор, убирает дворник сор.
Наш охранник на посту смело смотрит в темноту
А сапожник сапоги для любой сошьет ноги. К сапогам пришьет подковки. И - пляши без остановки.
Наши летчики – пилоты приготовились к полету.
Я – гимнаст. Моя сноровка восхищает всех вокруг. Видишь, как на брусьях ловко исполняю сложный трюк.
Веселей смотри вокруг: детский врач - ребятам друг.
Логопед молодцы!
Логопед :Предлагаю построить дорогу из кирпичиков. Сколько слов в предложении, столько выложим кирпичиков. В конце предложения ставим дорожный знак.
. Игры «Построим дорогу»
Цель:. Учить детей делить простые предложения на слова.
Воспитание речевой активности.
Мы живём в городе(4)
Новочеркассцы любят свой город. (4)
Логопед: Жители Новочеркасска хотят, чтобы город был очень красивым и высаживают много цветов на клумбы, и мы поработаем сейчас цветоводами
Дети. Музыка закончится, и нужно быстро занять свою «Клумбу»(обруч). Не перепутайте цвет! (Песня «Светит солнышко» - игра повторяется 3 раза)
Игра «Посади цветы на клумбу»
Цель:развитие слухового и зрительного внимания.
1. Композиция «Карта города» : Логопед: Посмотрите –это карта нашего города. Вам она нравится? Чего не хватает
Дети: зданий, строений).
Логопед: Давайте застроим наш город!
-Мальчики будут строителями – прикрепите картинки на карту. (под песню «Дети нарисовали…»)
-Девочки украсят карту цветами.
Логопед:- Теперь на карте наш город получился красивый и радостный. Можно показать работу родителям.
Логопед:- Что узнали на картинках? (
Дети: фонтан, Новочеркасский собор, музей Донского казачества, памятник Платову М. И. и т. п.).
2. Итог
Логопед:- Пора возвращаться в детский сад-Любите наш Новочеркасск, берегите его, будьте хорошими, достойными людьми, чтоб город гордился вами!
(отрывок из стихотворения ВИТАЛИЯ КУСУРОВА)
Новочеркасск, любимый город,
Я не устану каждым утром повторять,
Желаю жителям твоим добра и счастья,
Проспектам, улицам всё краше расцветать.
Твоим красотам с массой комплиментов
Пускай завидуют другие города,
И от задорной юности студентов
Ты молодым в душе останешься всегда.
Логопед:-Понравилось ли вам наше путешествие по городу? Молодцы, вы все очень старались сегодня
Дети. (с движениями под песенку «Автобус»уходят.