Наталья Михайловна Шляпникова
Конспект занятия по развитию речи детей «Звук и буква О»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи детей на тему :
«Звук и буква О».
Тема: Звук и буква «О».
Цель:
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красным квадратом.
Учить определять место звуков О в словах и обозначать на схеме красным квадратом.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей „Звук и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О, которые есть в этом стихотворении.
Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О.
Учить писать печатную букву О, используя образец.
Учить соотносить схему слова с названием изображённого предмета.
Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия:
1. Организационная часть:1. Приветствие.
2. Посадка.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком О, и узнаем, какой буквой он обозначается.
3. Игра: «Найди и обведи».
- Откройте ваши тетрадочки вот на этой страничке (педагог показывает нужную страницу).
Давайте посмотрим внимательно и назовём животных, нарисованных на картинке.
- Ответы детей : кошка, слон, заяц, волк.
- А теперь давайте попробуем произнести эти слова, интонационно выделяя звук О. Хорошо. Молодцы! Ребята приготовьте ваши волшебные карандашики. Давайте сделаем небольшую гимнастику для ваших пальчиков, чтобы они у вас не ленились.
Мне в стакан налили чай
И сказали размешай,
Ложку дружно взяли,
Сахар быстро размешали.
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял,
Ты качай, качай, качай.
Только хвостик не теряй.
- Все дружно:
Мы карандашик правильно берём,
Кладём на средний палец.
Затем большим его прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы он качался.
- Обведите в кружок только тех животных, в названии которых вы услышали звук О.
- Какие слова вы обвели?
Ответы детей : Слоон, воолк, коошка.
- Какое слово осталось?
Ответы детей : Заяц.
- Ребята, звук О – гласный, он произносится плавно, протяжно. Воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звуки мы произносим и слышим.
4. «Отгадай загадку».
- А теперь послушайте и попробуйте отгадать загадки. В каждой отгадке, есть звук - О. Вы должны сказать, где он стоит, в начале слова, в середине или в конце?
1. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Осы.)
2. Рамки деревянные,
А стенки стеклянные.
(Окна.)
3. Я - на том берегу
И на этом берегу,
Через речку перебраться
Я тебе помогу.
(Мост.)
4. Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож.)
5. Без крыльев, а летит.
Без ног, а бежит,
Без паруса, а плывёт.
(Облако.)
6. Что такое?
Каши зачерпнёт,
И отправит в рот.
(Ложка.)
7. Кто в дни болезней,
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(Доктор.)
8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро.)
5. Игра: «Определи место звука в слове».
- Ребята, слова на рисунке обозначены в виде прямоугольника. Звук О мы будем обозначать квадратиком красного цвета. Звук О может находиться в словах в начале, в середине и в конце.
Возьмите карандашик красного цвета и нарисуйте квадратик в прямоугольнике, там где слышится звук О в названии этих предметов.
Давайте назовём слова, в которых звук о слышится в середине слова.
Ответы детей : зонт, бочка.
- Назовите слово в котором звук О слышится в конце слова.
Ответы детей : пальто.
6. Игра: «Кто внимательный?»
- Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение З. Александровой, послушайте внимательно и запомните слова, в которых есть звук О.
Вышли волки на охоту.
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
- Скажите, какие же слова вы услышали в этом стихотворении со звуком О, интонационно выделяя звук О.
- Ответы детей : воолки, охооту, броодят, болооту.
7. Физкультминутка – игра «Слушай, делай».
- А теперь немного отдохнём. Тихо встаём все в круг.
Руки в стороны, вперёд.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали
И на месте побежали.
(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.)
8. Рисование мячей, письмо буквы О.
- Ребята, у звука О есть свой письменный знак, это буква О. Посмотрите внимательно, она написана в левом уголке, а в правом - её шуточное изображение. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Блюмкиной про букву О.
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастки тоже,
Баранки, бублики – ну всё
На букву О похоже.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан.)
- Скажите, на что же похожа буква О?
- Ответы детей : (на кольцо, на обруч, на баранки, на бублики).
- Какая по форме буква О?
- Ответы детей : (круглая).
- Давайте попробуем превратить букву О, с помощью цветных карандашей в солнышко, мячик и арбуз.
(Педагог раздаёт детям листочки с буквой О, а дети выполняют её
превращение.)
- Ребята, возьмите карандашики и нарисуйте мяч так, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно.
- А теперь давайте попробуем написать букву О, сначала по точкам, а потом самостоятельно.
9. Игра «Схема, слово».
- Посмотрите в тетрадочки и назовите предметы интонацией выделяя звук О.
- Ответы детей : Оослик, доом, ведроо.
- Хорошо. Соедините схему слова с предметом к которому она подходит.
(Дети соединяют слово – ослик с прямоугольником, где буква О в начале; дом – с прямоугольником, где буква О в середине;
Ведро – с прямоугольником, где буква О в конце.)
10. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Дети проверяют, всё ли занятие у них выполнено правильно.
За оценку взяты цвета светофора: Зелёный – всё правильно (можно переходить к следующей страничке, жёлтый – 1,2 – ошибки (исправь ошибки и тоже можешь идти дальше, красный – все задания выполнены не правильно (ребёнку надо позаниматься дополнительно). Проверяя, ребята закрашивают воздушный шарик, находящийся в правом нижнем уголке в зелёный, жёлтый, или красный цвет.
11 Итог занятия.
- Ребята, с каким новым звуком мы познакомились сегодня на занятие?
- Какой буквой он обозначается?
- Что вам понравилось?
- Что не понравилось?
- На этом наше занятие закончено. До свидания.
Педагог дополнительного образования
Шляпникова Н. М.