Светлана Синева
Конспект занятия по развитию речи «Бабушкины сказки» для разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки, расширять знания о сказках, как о части русского фольклора.
Задачи: : развивать индивидуальные литературные предпочтения, пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями
Оборудование: разрезные картинки, 5-6 детских книг с русскими народными сказками,
иллюстрации к сказкам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Бабушкины сказки“ для разновозрастной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Ход занятия :
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут бабушка Арина. Я очень люблю рассказывать сказки.
- Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете почему их так называют? (Ответы детей)
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? Тогда в путь! Только скажите мне сначала какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать? ( Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка)
-Первое задание «Кузовок со сказками».Постарайтесь вспомнить сказки, где эти слова произносили главные герои:
1 «…Я снесу вам яичко другое,
Не золотое - простое» («Курочка Ряба»)
2 «Терем – теремок! Кто в тереме живет(«Теремок»)
3 «…Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…» («Колобок»)
4 «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся,отворитеся!» («Волк и семеро козлят»)
5 «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут
Клочки по заулочкам!»
(«Заюшкина избушка»)
6 «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»
(«Маша и медведь»)
7 «Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко – дам тебе горошка»
(«Кот, петух и лиса»)
8 «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»
(«Три медведя»)
9 «Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла»
(«Красная шапочка»)
10 «Давайте, построим дом и будем зимовать вместе под одной крышей»
(«Три поросенка»)
11 «Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки»
(«Мужик и медведь»)
12 «Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда деревья были еще зеленые, а солнышко так славно грело!»
(«Дюймовочка»)
13 «Куплю куртку для папы Карло…Куплю новую азбуку…»
(«Золотой ключик или Приключения Буратино»)
-А сейчас нам нужно выполнить второе задание. Называется оно «Путаница». Как вы думаете? Почему оно получило такое название (ответы детей).
Правильно, потому что в названии и в тексте все перепутано и нам сейчас нужно догадаться о какой же сказке идет речь.
1 Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
-Шарик, давай на тебе переплывем!
-Нет, ботинок! - отвечает шарик.
-Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
-Какая это сказка? Кто догадался? (ответы детей)
-Правильно, «Пузырь, соломинка и лапоть»
-Теперь слушаем следующую сказку.
- Сказка «Гном и лев»
Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе морковь сеять. Гном сказал : «Мне корешок, а тебе вершок»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
-Давай опять вместе сеять.
-Давай! Только теперь ты себе вершки, а мне отдай корешки,- уговаривается Лева.
-Ладно, пусть будет по-твоему, -сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки. А Лева - корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
-Кто знает название этой сказки? (ответы детей)
-Правильно, эта сказка называется «Мужик и медведь»
-Слушаем следующую сказку.
Сказка «Лена и тигр»
Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.
-Кто же знает название этой сказки?
-Верно. Называется она «Маша и медведь»
-А сейчас вас ждет третье задание и называется оно «Назови сказку правильно».
Все помнят правильное название сказок? Вот мы сейчас и проверим.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»
«Сивка – будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и семеро тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси и вороны»
«Царевна – индюшка»
-Молодцы! Все сказки угадали, а я вам еще труднее задание придумала и называется оно «Собери сказку»
(дети получают по одному набору картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки,где необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название)
- Какие вы все же молодцы! Со всеми моими заданиями легко справляетесь. А мои задания все труднее и труднее становятся. Итак, пятое задание «Книжная ярмарка»
( ребятам предлагается набор книг: из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор)
-Но в сказках иногда герои исполняли песни. Кто может назвать песню из знакомой вам сказки? (ответы детей)
-Приступаем к заданию «Песенки сказочных героев»
У меня не усы, а усищи.
Не лапы, а лапищи,
Не зубы, а зубищи-
Я никого не боюсь! (Заяц – хваста)
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни,волчий хвост! (Лиса и волк)
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы
Котик – братик,
Спаси меня! (Кот, петух и лиса)
А сейчас у нас друзья игра «Узнайте сказку»
(Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова: «Сказки просят : «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди)
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался. (Сивка – бурка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. (Зайкина избушка)
Ах, ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)
-Ну что же мои дорогие знатоки сказок, пора нам из сказочного леса в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде. Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция - «Детский сад»