Инна Панинская
Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей посредством логических игр и упражнений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Предложенный материал поможет педагогам организовать занятие по развитию умственных способностей детей на дифференцированной основе. Использование интеллектуальных логических тренажеров в игровой, увлекательной форме помогут детям развить способность рассуждать, раскрывать закономерные отношения, делать выводы, аргументировать ответы, находить путь решения той или иной задачи, а также помогут развить необходимые речевые навыки, зрительное восприятие, произвольное внимание.
Цель: Развивать способности логически мыслить на основе использования задач разной сложности.
Публикация «Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей посредством логических игр и упражнений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи:
Обучающие:
-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;
-Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры;
-Продолжать учить детей находить закономерность в размещении предметов и абстрактно-геометрических фигур на дифференцированной основе;
-Упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры и доказательстве правильного решения;
-Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
-Учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении
поставленных задач.
Развивающие :
-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;
-Формировать умение отстаивать свою точку зрения;
-Развивать умение сравнивать, обобщать делать логические умозаключения.
Воспитывающие:
-Создавать условия для проявления таких личностных качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь;
-Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
-Воспитывать инициативность, самостоятельность;
-Формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия:
Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!
-Ребята, я сегодня нашла сундучок, а в нем письмо. Оно адресовано: Подготовишкам группы «Колокольчик»».
-Раз письмо адресовано нам, тогда мы его прочитаем:
«Здравствуйте, дорогие друзья, вам пишет Смешарик Пин. Я очень давно за вами наблюдаю. С тех пор, когда вы пришли в группу «Колокольчик». Вы уже выросли и скоро будете готовы идти в школу. Я вас очень полюбили и решил сделать вам сюрприз, который вы найдете, совершив путешествие по улицам Логограда. Это необычный город, в котором живут геометрические фигуры. Посылаю вам волшебный цветок с чудо-конфетами, которые будут подсказывать вам направление домов. В каждом доме вас ждут различные задания-испытания. За каждое выполненное задание вы получите подсказку. Когда вы разгадаете мой ребус, тогда поймете, где я спрятал для вас сюрприз».
ПИН.
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем выполнить задания «Смешарика»?Совершим путешествие по улицам Логограда? А вы не боитесь трудностей? (Нет) Отправляемся в путь? (да)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Смешарик прислали вот такую карту для того, чтобы помочь нам двигаться по улицам Логограда в нужном направлении. На улицах Логограда изображены дома. Как вы думаете кто же живет в этих домах?
Ответы детей: (геометрические фигуры).
Воспитатель: Совершенно верно!
Карта вывешивается на мольберт
Воспитатель: А вот и волшебный цветок, и на нем висят чудо-конфеты, все красивые, разноцветные. Какую конфету мы сорвем первой (дети предлагают)
- Первую конфету мы снимаем, куда нам двигаться узнаем.
Итак, внимание, первый дом находится ближе к прямоугольнику, чем квадрат.
Что же это за дом? А кто в нем живет.
Ответы детей (круг)
Вот мы и пришли в гости к «Кругу». Что же задание нас здесь ждет? (воспитатель открывает конверт).
Воспитатель: Ребята,давайте пройдем к дому где живет круг. Обратите внимание, у вас на столе лежат листы бумаги с нанесенным изображением геометрических фигур. Та фигура, которая останется не заштрихована, она и будет следующей подсказкой. Вам нужно заштриховать геометрические фигуры так, чтоб круг был под квадратом, а треугольник был под кругом.
Воспитатель:Какая фигура у вас осталась не заштрихована? (квадрат)
А давайте проверим, правильно ли мы думаем? Что для этого нужно сделать? (сорвать вторую конфету). Пойдемте к чудо- цветку, чтоб проверить. Итак, следующий дом находится дальше от круга, чем прямоугольник. Что же это за дом? Кто живет в нем? (квадрат). Значит, мы с вами правильно решили, что это квадрат. А вам за правильно выполненное задание вручается первая подсказка от нашего ребуса (картинка с кладом). Что ж, отправляемся в гости к «Квадрату».
Воспитатель: Прежде, чем идти в гости к квадрату вам нужно разделиться на четыре команды. У вас, у каждого висят бейджики определенного цвета. Разделитесь так, чтобы у каждой команды был одинаковый цвет. Разделились? Теперь мы можем отправляться в гости к нашему «Квадрату», интересно какое задание нас здесь ждет?
-Итак, у нас есть четыре команды: команда желтых, команда зеленых, команда розовых и команда фиолетовых, каждая команда проходит в свою квартиру обозначенную таким же цветом. На столах вас ждет уже знакомая вам головоломка. Я вам раздаю конверты с заданием от Пина, он попросил собрать из этой головоломки портреты его друзей. Как вы поняли сейчас вы будете работать в парах.
Ответы детей, кто у них получился.
Воспитатель: Молодцы, правильно справились. И за это вам еще одна подсказка (предлог «на»). А теперь подходите ко мне и давайте узнаем, куда же нам идти дальше (срываем очередную конфету).
Следующий наш дом находится между домами, в которых живут «Ромб»и «Овал». Что же это за дом? В нем живет.
ответы детей: треугольник. И мы отправляемся в гости к «Треугольнику».
Воспитатель: Что ж, пришли мы в гости к «Треугольнику». Давайте посмотрим, что же задание нам приготовил нам Пин (воспитатель берет четыре конверта разных цветов).
- Ребята, посмотрите, у меня есть четыре конверта разных цветов. Как вы думаете, какая команда какой конверт должна взять? (дети высказывают предположения, а затем получают конверт соответствующего цвета).Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо занять место за столом с соответствующим цветом (дети рассаживаются).
-Ребята, на этом задании вы будете работать с палочками Кюизнера
У меня на доске схема дорожки. Вы должны ее запомнить, и после того как я ее закрою, самостоятельно выложить в той же последовательности, такую же. Запомнили, закрываю схему листочком, выполняем задание, кто выполнил, поднимает руку. Все выполнили? Проверяем. (2 дорожки).
Ответы детей (нужно назвать все цвета дорожки)
-А теперь я предлагаю вам проверить, правильно ли вы выполнили задание. Я опять переворачиваю карточки с правильными ответами, а вы проверьте, все ли у вас получилось.
- Итак, наши команды справились с заданием и за это получают еще одну подсказку (картинку с полочкой для игрушек).
Воспитатель: Ну что, продолжаем наше путешествие? (да). Тогда подходите ко мне,четвертую конфету мы срываем, куда же нам идти, узнаем. Итак, следующий дом находится дальше от овала, чем квадрат. Что это за дом? Кто в нем живет.
ответы детей. В этом доме живет прямоугольник.
Замечательно, и мы отправляемся в гости к «Прямоугольнику».
- Итак, мы пришли в гости к «Прямоугольнику». Что же за задание нас ждет? (открываем конверт).А здесь нас ждут. ребусы. Умеете разгадывать ребусы? (да). Вот давайте и покажем Пину, какие вы у нас сообразительные ребята. Вот вам конверты, станьте по своим командам, откройте конверт, рассмотрите ребус, посовещайтесь, договоритесь, кто будет отвечать. Итак,
ребус для команды желтых.
ребус для команды зеленых.
ребус для команды зеленых.
ребус для команды фиолетовых.
дети называют ответ и показывают ребус (У нас на картинке изображено.)
И с этим заданием команды справились, молодцы! За это мы получили еще картинку с подсказкой (с) «слева»
Воспитатель:А наше путешествие продолжается. Давайте узнаем, куда же нам идти дальше? (срываем очередную конфету).
- Ребята, мы сорвали с вами волшебную конфету, и в ней написано, что мы должны немного отдохнуть и размяться.
(физминутка)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись.
Руками коленей коснулись.
Сели- встали, сели- встали,
И на месте побежали.
Воспитатель: Ну что же, нам осталось сходить в гости к последнему дому. Давайте посмотрим на нашу карту, в гостях у какого дома мы еще не были? У дома, в котором живет. (ромб).
-Пришли мы в гости к «Ромбу». Интересно, что же задание приготовили для вас Пин?. А приготовили они для вас интересную игру. Рассаживайтесь за столы. И у нас опять карточки разного цвета: желтого, зеленого, розового и фиолетового. (воспитатель раздает задания разного уровня сложности на команду).
- Ребята, задание одно на команду. Рассмотрите внимательно изображения, как они располагаются по рядам и столбцам, найдите закономерность, а затем дорисуйте ту, которой не хватает в пустом окошке. Договоритесь о том, кто у вас будет отвечать. (дети ищут, затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
- Все команды нашли недостающее изображение? А теперь давайте проверим, правильно ли было выполнено задание.
-Итак, команда желтых, назовите что прячется в пустом окошке? (дети называют).
-Команда зеленых, назовите свой вариант ответа (дети называют).
-Команда розовых?.
- Команда фиолетовых?.
-Молодцы, все команды справились с заданием и за это вы получаете последнюю подсказку (изображение красного автомобиля).
- Итак, мы выполнили все задания, давайте узнаем, какую подсказку написал нам Смешарик. Выкладываем на столе все картинки и составляем по ним предложение: «Клад на полке слева за красной машиной». Интересно, что там? Дети достают клад (коробка со сладостями).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселого смайлика, если вы испытывали затруднения, вам было неинтересно, выберите смайлик погрустнее. (дети выбирают смайликов и прикрепляют к доске).
- А Смешарик стали очень радостным и благодарит вас за то, что вы показали ему, как много знаете и умеете, были внимательными, сообразительными, настойчивыми, преодолели все препятствия и нашли сюрприз, который он для вас приготовил.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо Смешарику за подарки! А теперь пожелаем нашим гостям всего самого наилучшего и попрощаемся со всеми.