Светлана Малова
Конспект занятия по развитию диалогической речи в старшей группе «Ожерелье для Белоснежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Ожерелье для Белоснежки»
Цель: Обучение детей использованию диалогической речи в процессе беседы со взрослыми.
Задачи:
Образовательные
– формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;
– повторить названия цветов радуги;
– повторить тему «Приметы весны»;
– уточнить активный и пассивный словарь детей по теме «Продукты питания»;
- закрепить умения воспитанников производить словообразование суффиксальным способом;
- закрепить умения воспитанников подбирать антонимы.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию диалогической речи в старшей группе „Ожерелье для Белоснежки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
– порождать у детей интерес к занятию путём использования игровых приемов и яркого наглядного материала;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Развивающие :
– развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности и словесно-логическое мышление.
Оборудование: шапочки гномов цветов радуги, костюм Белоснежки, маски хозяек гор, 7 атласных лент цветов радуги, схема сборки ожерелья и яркая нить, картинки самоцветов, мяч.
Ход НОД
I. Организационный момент.
На полу групповой комнаты натянуты семь атласных лент цветов радуги, на концах лент декорации цветных гор, на столе шапочки гномов цветов радуги. Дети стоят в кругу. Педагог просит детей выбрать себе шапочку того цвета, который им нравится больше.
Воспитатель: Здравствуйте дети, я Белоснежка, сегодня я приглашаю вас в сказку, но чтобы пройти в сказку, вам придётся ответить на мои вопросы. Подходите ко мне поближе.
II. Основная часть.
1. Игра «Кто ты».
Воспитатель: Итак, ребята, теперь вы все гномы, пришедшие к нам из сказки «Белоснежка и семь гномов», и сначала давайте познакомимся. Каждый из вас назовё т себя и спросит у соседа: а ты кто, интонация должна быть вопросительной, например: Я Белоснежка, а ты кто?
Далее педагог предлагает детям назвать свое имя и спросить друг у друга: кто ты? После того, как ребенок ответил на вопрос, воспитатель хвалит его.
1 ребенок: Я гном Ваня. (Обращается к следующему ребенку.) А ты кто?
2 ребенок: Я Аня. А ты кто? и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а теперь ребята я расскажу вам, зачем вас позвала. Сейчас на дворе весна. Я очень хотела приготовить подарок своей мачехе и сделать для нее волшебное ожерелье, чтобы она стала добрее. Мне нужно добыть семь волшебных самоцветов. Вы мне поможете?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда не стоит терять ни минуты. Посмотрите, чтобы найти первый камень нам надо пройти к волшебной горе и провести нас туда может только тот гном, который знает дорогу. Ребята, в какой цвет окрашена первая дорожка.
Дети: В красный.
Воспитатель: Значит, поведет нас гном в красной шапочке. У кого из вас шапочка красного цвета?
1 ребенок: У меня.
Воспитатель: Тогда вперед Ваня. Будь осторожен. Твои друзья будут следовать за тобой. Когда ты подойдешь к волшебной горе, не забудь поздороваться с хозяйкой и рассказать ей, зачем вы пришли.
Дети проходят по красной ленточке, останавливаются у входа в красную гору.
1 ребенок: Здравствуйте, хозяйка красной горы.
Хозяйка кр. горы: Здравствуйте, вы кто?
1 ребенок: Я гном Ваня.
Хозяйка кр. горы: Зачем вы ко мне пришли?
1 ребенок: Мы пришли попросить у вас красный волшебный камень для ожерелья.
Хозяйка кр. горы: Хорошо, я дам вам камень, если вы со мной поиграете.
2. Игра «Назови ласково». Цель: формирование умений воспитанником образовывать новые слова, используя суффикс [чик].
Хозяйка кр. горы: Спасибо ребята, вы меня повеселили, возьмите красный камень.
1 ребенок: Спасибо. Скажите, пожалуйста, куда нам идти дальше?
Хозяйка кр. горы: Ступайте по оранжевой ленточке, она вас приведет куда нужно.
Воспитатель: Ребята, скажите, у кого шапочка оранжевого цвета?
Далее выходит ребенок в оранжевой шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к оранжевой горе и ведет диалог с хозяйкой оранжевой горы.
Хозяйка ор. горы: Хорошо дети, я дам вам оранжевый камень, если вы мне расскажите про весну, ведь в моей сказочной стране никогда не было весны, я не знаю об этом времени года ничего.
Дети по очереди называют приметы весны. (От ребенка следует добиться ответа полным предложением).
Хозяйка ор. горы: Спасибо вам ребята. Весна - очень прекрасное время года. Возьмите оранжевый самоцвет и спешите по желтой ленточке, она вас приведет.
Воспитатель: Ребята, скажите, у кого желтого цвета?
Далее выходит ребенок в желтой шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к желтой горе и ведет диалог с хозяйкой желтой горы.
Хозяйка жел. горы: А сейчас, любезные мои, вы видите перед собой желтый самоцвет. Я дам вам его, если вы мне назовете продукты питания желтого цвета.
3. Игра «Я знаю …» Цель: Закрепление знаний воспитанников по теме «Продукты питания».
Дети по очереди передают друг другу самоцвет, проговаривая при этом фразу: «Я знаю продукт питания …» (сыр, банан, дыня, груша, желтое яблоко и т. д)
Хозяйка жел. горы: Молодцы дети. Возьмите желтый камень и ступайте по зеленой дорожке.
Воспитатель: У кого шапочка зеленого цвета?
Далее выходит ребенок в зеленой шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к зеленой горе и ведет диалог с хозяйкой зеленой горы.
Хозяйка зел. горы: Ребята вы немного устали, будьте моими гостями и немного отдохните.
4. Физминутка «Маленький гном»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Хозяйка зел. горы: Молодцы! Берите зеленый самоцвет и вперед по голубой дорожке.
Воспитатель: У кого шапочка голубого цвета?
Далее выходит ребенок в голубой шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к голубой горе и ведет диалог с хозяйкой голубой горы.
Хозяйка гол. горы: Ребята, моя гора очень большая. Все меня боятся и никогда не перечат. Поиграйте со мной в игру «Скажи наоборот», тогда я дам вам голубой камень.
5. Игра «Скажи наоборот». Цель: Формирование умений правильно подбирать антонимы.
Дети встают в круг, хозяйка голубой горы в центр круга и бросает по очереди детям мяч, пари этом называет слова, дети называют противоположное по значению слово.
Хозяйка гол. горы: Спасибо ребята, мне было очень приятно с вами играть. Возьмите голубой камень и спешите по синей дорожке.
Воспитатель: У кого шапочка синего цвета?
Далее выходит ребенок в синей шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к синей горе и ведет диалог с хозяйкой синей горы.
Хозяйка син. горы: Я помогу вам, но для начала давайте познакомимся с вами. Назовите себя и скажите, что вы любите, но не забудьте, что любимые предметы гномов окрашены в тот же цвет, что и шапочка.
6. Игра «Я люблю». Цель: Закрепление умений детей называть основные цвета радуги, подбирать в соответствии с цветом предметы.
1 ребенок: Я гном Ваня. Я люблю томат, потому что он красный.
2 ребенок: Я гном Аня. Я люблю апельсин, потому что он оранжевый.
Аналогично дети называют себя и то, что они любят.
Хозяйка син. горы: Молодцы, вы хорошо справляетесь. Возьмите синий самоцвет и спешите к фиолетовой горе.
Воспитатель: Ребята, по какой дорожке нам нужно идти? У кого шапочка фиолетового цвета?
Далее выходит ребенок в фиолетовой шапочке. Аналогично первому ребенку он ведет диалог с воспитателем, проводит детей к фиолетовой горе и ведет диалог с хозяйкой фиолетовой горы.
Хозяйка фиол. горы: Молодцы ребята, я вам давно поджидаю. Возьмите фиолетовый камень и соберите по схеме ожерелье.
Хозяйка фиол. горы дает детям волшебную нить и схему ожерелья. Дети коллективно собирают его и отдают Белоснежке.
Белоснежка : Спасибо вам мои добрые маленькие помощники, надеюсь, теперь моя мачеха будет добрее. Поспешу ей его подарить. Прощается с детьми и уходит.
III. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Итак, ребята, вы сегодня задавали много вопросов и наверно хорошо научились это делать. Сейчас каждый из вас выйдет сюда и задаст своим товарищам различные вопросы.
Приглашает первого ребенка.
Воспитатель: Ваня, спроси у товарищей, что им понравилось на занятии. Только, обратись к каждому по имени, например: Аня, что тебе понравилось на занятии? И т. д.
Аналогично вызывает других детей, и предлагает им, спросить:
в кого сегодня превратились дети,
чем сегодня занимались,
какое задание вызвало затруднение,
в какие игры играли,
какая хозяйка горы, по их мнению, была самой доброй.
Затем воспитатель хвалит детей за то, что они не побоялись и как настоящие воспитатели провели маленький кусочек занятия, благодарит детей за занятие и прощается с ними.
Использованная литература
1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. Изд. Росмэн – М., 2005.
2. Стрельченко Т. С. Сказка учит, сказка лечит…// Дети с проблемами в развитии 2004 №3 С54-57.
3. Чудесные русские сказки/ под ред. Л. Кондрашова изд. Эксмо – М., 2004.