Надежда Евланова
Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по РР для детей средней группы
на тему: Звуковая культура речи. Звук Ж.
Подготовила: Воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Знакомство с новой буквой «Ж», твердым согласным звуками «Ж».
Задачи: Учить чётко произносить звук изолированно и в слогах, словах;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы „Звуковая культура речи, Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивать фонематический слух.
Воспитывать культуру речи.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитание любви к чтению художественной литературы.
Методические приемы:
1. Беседа.
2. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
3. Физкультминутка «Жук»
4. Артикуляционная гимнастика.
Ход занятия.
Орг. момент.
В-ль: - Доброе утро ребята!
- У меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы детей)
- Давайте улыбнемся друг другу, и тогда хорошее настроение останется с нами на весь день.
В-ль: - Ребята, вы любите сказки? (Да)
- Сегодня я расскажу вам интересную сказку, а вы слушайте внимательно.
Сказка…
В-ль: - «Слыш» и «Буковка» весело бежали по тропинке к дому, но вдруг «Слыш» остановился, развернул свои уши и прислушался: раздавалось тихое и жалобное жужжание: «ж-ж-ж».
— Интересно, кто это так жалобно жужжит? — спросил «Слыш» свою подругу. «Буковка» огляделась вокруг и увидела маленького блестящего жучка. Он лежал на тропинке вверх ногами, шевелил всеми своими ножками и подергивал ими, пытаясь перевернуться. Но у жучка никак не получалось повернуться со спинки на живот, поэтому он жалобно гудел: «ж-ж-ж».
(В-ль показывает детям картинку жука)
В-ль: - Попробуем по жужжать, как это делал жук. (Дети вместе с воспитателем произносят звук Ж)
В-ль: - Буковка наклонилась, аккуратно подняла жучка и посадила его на ладошку.
— Что с тобой случилось, малыш? — спросила она.
— Ж-ж-ж, после долгого полета я приземлился на эту тропинку. Но по ней пробежали ребята, я не удержался на ножках и перевернулся. А потом никак не мог встать обратно на ноги. Спасибо вам, что не прошли мимо и подняли меня. А сейчас мне нужно лететь домой, а то уже темнеет.
Жучок зажужжал и улетел.
«Слышу» очень захотелось, повторить песенку жучка. Он размял свой веселый язычок — сделал несколько упражнений.
В-ль: - Давайте и мы с вами ребята, разомнем наш язычок…
Артикуляционная гимнастика.
«Трубочка», «Улыбка» (чередование, «Заборчик», «Вкусное варенье».
Знакомство с новым звуком «Ж».
В-ль: - «Слыш» решил описать и этот звук.
- Давайте ребята поможем «Слышу» описать звук [ж|. Согласны? (Да)
- Для начала предлагаю всем вместе произнести звук Ж. (Дети произносят звук Ж)
В-ль: - Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой эго звук? (Согласный.)
- Этот звук звонкий или глухой?
(Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ж]. - -- Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой.
Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку.)
- Давайте определим, может ли этот звук быть мягким и твердым.
- Произносите этот звук твердо : [ж] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
(Обращаю внимание на то, что этот звук произносится только твердо.)
Итог: этот звук согласный, звонкий, может быть только твердым.
В-ль: - А теперь немного отдохнем, проходите все на ковер.
Физкультминутка.
Изобразим букву «ж».
И. п. - широкая стойка.
Полу присед,
полусогнутые руки вверх в стороны.
Жук.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке. (Дети имитируют движения лапок жука)
Ой, упал, упал мой жук (Дети ложатся на ковер, на спине изображают барахтающегося жука)
Нос испачкал пылью. (Дети встают на ноги)
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях. (Дети расправили руки и «полетели», изображая жука)
(Дети возвращаются на свои места)
В-ль: - Потом «Слыш» решил поиграть с новым звуком. Он называл слова и узнавал, где находится в них звук [ж].
Игра «Определи место звука в слове».
В-ль: - Поиграем в новую игру со «Слышем» : я называю слова, в которых есть звук [ж], а вы определяете, где находится этот звук в слове.
- Послушайте внимательно!
Слова: жук, ужи, нож.
(Дети произносят слово, определяют где находится звук)
Знакомство с буквой «Ж».
В-ль: - «Буковка» записала новую букву, а потом сказала:
Эта буква широка
И похожа на жука.
(С. Маршак)
(В-ль показывает символ звука «Ж».)
- Ребята, давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Эта буква широка
И похожа на жука.
(С. Маршак)
В-ль: - А потом друзья отправились домой, так как наступил вечер.
- Дома друзья захотели нарисовать жука, который так жалобно жужжал на тропинке.
В-ль: - Давайте и мы с вами нарисуем жука, затем вспомним, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, когда показываем, как жужжит жук. (ЖЖЖЖЖ)
В-ль: - Ребята вам понравилась сказка? (Да)
В-ль: - С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
В-ль: - Молодцы ребята!
В-ль: - Наше занятие подошло к концу!