Наталья Присяжнюк (Федина)
Конспект занятия по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Живёт в народе песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми старшей группы я/сада № 16 «Рябинка» пгт. Новосемейкино Красноярского района Самарской области.
Дата проведения: апрель 2011г.
Воспитатель: Федина Н. А.
Присутствовало 20 дошкольников.
Имя занятия : «Песня – душа народа».
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры „Живёт в народе песня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Тема занятия : Приобщение детей к истокам русской народной культуры : 1. «Живёт в народе песня».2. Изготовление панно «Цветок».
Цели (для педагога) : Обучающие: Приобщение детей к истокам и культуре страны, через русскую народную песню показать детям, как жили люди в старину, как песня сопровождала людей в труде, быту, в радости и бедах, воспитывала маленьких, с песней обращались к силам природы, чтоб был урожай, «водилась» скотина и др., как наши предки любили свою Родину и воспевали её в песнях.
Развивающие: Познакомить детей с русской народной песней (плясовая, колыбельная, хороводная, частушки, потешки, заклички, с пословицами о песне, выявить знания о русских народных инструментах. Развивать умение понимать настроение и характер песни, её характерные особенности (мелодичность, напевность, задорность, задушевность и т. д., творческие способности при показе театра топотушек, желание и умение мастерить поделку, музыкальный слух, певческие способности.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народной песне, желание участвовать в хороводах, в играх, в инсценировке песни, художественно – эстетический вкус, эстетико-эмоциональное творчество, патриотические чувства.
Цели (для детей) : запомни, научись; умей слушать, петь, танцевать, мастерить, творить; играй, знай наизусть.
Тип занятия : Ознакомление с новым материалом.
Вид занятия : Путешествие в старину.
Методы: словесный, наглядный, игровой, музыкальное сопровождение.
Форма занятия : групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная, подгруппой.
Материал к занятию : макет избы, музыкальные инструменты, кот (игрушка, русский народный костюм для воспитателя, фуражки косынки, театр Топотушек, аудиозаписи, лавки, столы, материал для ручного труда.
Предварительная работа: разучивание колыбельных песен, хороводов, частушек, пословиц, потешек, закличек.
Ход занятия.
Звучит русская народная мелодия.
Входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в мою горницу на посиделки. Посмотрю, как мальчики удобно усадят девочек на лавочки. Полюбуюсь, какие девочки вежливые, «спасибо» им скажут.
Я – Хозяйка русской избы. Певунья, плясунья да рукодельница. Что умею и вас научу. Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Послушаем, какие песни бывают : напевные, мелодичные, задушевные, грустные, весёлые.
Вос-ль поё т: Во деревне то было в Ольховке.
Эх, лапти, да лапти да лапти мои.
Лапти лыковые,
Вы не бойтесь ходитё,
Тятька новые сплетёт.
«Тятя, тятенька» - так в старину называли отца.
Русский народ всегда любил песню. Песни сопровождали труд, праздник, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Давайте вспомним пословицы о песне.
Дети: «Где песня поётся, там весело живётся». «С песней труд спорится». «С песней грусть – печаль уносится».
Вос-ль: Крепко любят свою Родину русские люди, берегут её, воспевают в песнях. С нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шёлковой, берёзоньке белой, калинушке красной. Очень любима на Руси берёзка. В старину девушки и парни вокруг неё водили хороводы.
Наряд её мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Слушание русской народной песни «Земелюшка-чернозём» (аудиозапись).
Коли народ невесел,
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора.
А сейчас, честной народ,
Встанем дружно в хоровод.
Приглашаю в хоровод «На горе-то калина».
Вос-ль: Сочиняли наши предки и колыбельные песни. Раньше кроватку называли колыбелью, от слов «колебать», качать. Над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых родители рассказывали о труде в поле, дома, звучала и тревога родителей избавить дитя от всяких напастей, от злых людей. Колыбельные песни пели спокойно протяжно.
А вам, ребята, поют колыбельные песни?
Дети:
Вос-ль: (Приятно слышать). Как жалко. Попросите. Вот увидите, каким будет сладким и спокойным ваш сон.
А в помощники для колыбельных песен брали Дрёму, месяц, ветер, глубей. А ещё был… а кто? Послушайте загадку
Зверь усатый и хвостатый,
Зверь бывает полосатый.
Коль погладишь - запоёт,
В каждом доме он живёт.
Кто это?
Дети:
Вос-ль: Верно. Мягкий, пушистый, приятно мурлыкающий кот был в каждой избе. Кот любит поспать. Вот и брали его в помощники, чтобы он навёл дрёму на ребёнка. К коту обращались с лаской, обещали ему угощения. Ребята, а мы с вами знаем колыбельную, давайте споём.
Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.
Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу.
Дам кусочек пирога да кувшин молока.
Уж ты, котик, не кроши, больше, котик, не проси.
Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.
Вос-ль: Ну, гостюшки дорогие, не заснули? Познакомлю вас с частушкой. Это коротенькая песенка. Но сколько в ней шутки, веселья, озорства!
Наши ребята знают частушки и сейчас их исполнят (берут музыкальные инструменты, надеваю фуражки, подвязывают косынки).
Поют частушки.
1. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Как семейкински ребята
Стали моде подражать.
Надели белые рубахи
Шеи грязные видать.
3. Запрягу я кошку в дрожки,
А собаку в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ.
4. Я надену бело платье
Буду в нём красавица.
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся.
Вос-ль отвечает
Вы весёлые ребята,
Вы ребята просто класс.
От таких частушек даже
Ноги сами рвутся в пляс!
Вос-ль: В старые времена молодёжь часто собиралась на посиделках. Собирались в чьей-нибудь избе зимой, а летом - на околице, завалинке. У парней непременно были балалайка или гармонь.
А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете, ребята?
Дети:
Вос-ль: (дополняет). Бубен, колокольчики, свирели, рожок. И ещё много других музыкальных инструментов. Есть ещё шумовые инструменты. Своим свистом, скрежетом, треском они придавали мелодии народность. Их брали из бытовых предметов. Это ложки, погремушки, трещотки, жалейки, береста, стиральная доска, валик.
(показывает некоторые как звучат)
А хотите, ребята, сыграть как настоящие музыканты?
Дети: Да!
Вос-ль: Встанем в круг, повеселим всех вокруг!
Игра «Музыканты».
1. На балалайке тренди-брень….
Так музыканты играют.
2. А на гармошке ля-ля-ля….
Так музыканты играют.
3. На барабане бом-бом-бом….
Так музыканты играют.
4. А вот на дудке ду-ду-ду….
Так музыканты играют.
5. На колокольцах динь-динь-динь…
Так музыканты играют.
6. А вот на ложках тук-тук-тук….
Так вот оркестр играет.
Вос-ль: Молодцы, ребята, играли, как настоящие музыканты.
Садитесь, послушаем оркестр русских народных инструментов.
(аудиозапись русской народной мелодии «Во поле берёза стояла»).
Какие музыкальные инструменты услышали?
Дети:
Вос-ль: Хорошо. А мелодию узнали?
Дети: «Во поле берёза стояла».
Вос-ль: Так уж повелось на русской сторонке удалого парня звали соколом, молодцом, а девушек – лебёдушки, красные девицы.
Вдоль ярмарки в конец
Шёл удалый молодец.
Соколом пролетел, соловьём просвистел.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает, на цветы водицу стряхивает.
Воспитатель поёт песню «Выходили красны девицы».
Вос-ль: Пришли к нам из старины песенки-потешки. Пелись они малым детушкам. Да вы их помните, наверное. Это «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок», «Идёт коза рогатая». Давайте споём о петушке.
Поёт подгруппа детей.
Вос-ль: Создавали русские люди и заклички. Это обращение к силам природы, к животным. Люди верили, что они обратятся к ним, то будет и дождик вовремя, урожай богатый, уйдёт холодная зима, наступит тёплая весна.
Дети нараспев рассказывают заклички о весне и скворушке.
Весна пришла – отворяй ворота.
Первым март пришёл – белый снег сошёл.
А вторым апрель – отворяй окна и дверь.
А уж как пришёл май – солнце в терем приглашай!
Скворушка, прилетай, себе домик выбирай.
На дереве высоком, с крылечком с широким.
Да почаще свисти, да погромче дуди,
Звонки песни выводи!
Вос-ль: Песни на Руси не только пели, но и разыгрывали.
Вот волшебный сундучок у меня,
Топотушек там живёт тьма!
Дети одевают на руки персонажей из театра Топотушек.
С комариком плясать хотела,
Ручки – ножки не жалела.
Инсценировка песни «А я по лугу».
Вос-ль: Молодцы. Вот так и забавлялись дети в старину.
Вот настал черёд всем потрудиться, своё мастерство показать. Сейчас я вас научу делать панно «Цветок».
Рассматривают образец. Показ техники выполнения: обвести трафарет, нанести клей, выложить косичку, прижать салфеткой. В ходе работы указания, помощь, напоминания. Звучит музыка.
Вос-ль: Красивые цветы получились. Пусть сохнут работы.
Ребята, на Руси проводились и праздничные гулянья: «Масленица», «Здравствуй, зимушка- зима» и др., ярмарки. На них устраивали игры, пляски. На всю округу слышался весёлый напев, который не даст любому человеку устоять на месте.
Приглашаю, друзья, вас на весёлый перепляс!
Русская народная плясовая мелодия.
Воспитатель показывает движения детям.
Вос-ль: Спасибо. Надеюсь, что русская народная песня полюбилась вам.