Наталья Украинская
Конспект занятия по познавательному развитию «Видим, слышим, ощущаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Видим, слышим, ощущаем».
Задачи:
• создать условия для ознакомления детей с органами чувств через ознакомления со свойствами воздуха (познавательное развитие);
• упражнять детей в умении анализировать свои ощущения (познавательное развитие);
• обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Видим, слышим, ощущаем“» размещена в разделах
• обеспечить условие для самостоятельного выбора партнёра, материалов (социально-коммуникативное развитие);
• создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи (речевое развитие);
• обеспечить условие для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
• создать условия для развития навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются. Обращают внимание на новый предмет, собираются вокруг него.
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться робот?
Дети находят записку.
«Здравствуйте, ребята, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я не могу дышать. Я знаю, что вы люди дышите воздухом. Мне один знакомый мальчик сказал, что вы не только дышите воздухом, а ещё вы можете его видеть, слышать, ощущать и даже рисовать им. Как это возможно, ведь воздух же невидимка? Объясните мне, пожалуйста, как это возможно?»
Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь роботу? Как?
- Расскажем ему, как мы можете увидеть, услышать, оощутить воздух?
Воспитатель: А можно нам увидеть этот воздух - «невидимку»? Может быть, с ним кто-то он уже встречался?
Воспитатель: Кто знает, какой воздух? (прозрачный, бесцветный и невидимый)
Воспитатель: Как нам объяснить роботу, что воздух мы можем увидеть, услышать и ощутить?
Воспитатель: У нашего тела есть много помощников, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, уши, кожа).
Дети высказывают свои предположения.
Деление на команды.
Воспитатель: Дети, нам нужно разделиться на 3 команды. Одни будут объяснять роботу, как воздух можно «Увидеть», другие, как можно воздух «Услышать», а третья команда, как воздух можно «Ощутить».
На столах изображения. Дети подходят к столам, за которыми будут работать в группах.
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро объединились в группы. Вместе и дело спорится быстрей. Посмотрите, внимательно, что лежит у вас на столах?
- Зачем? Что с ними можно сделать?
Каждая команда рассказывает, какие предметы лежат у них на столах.
1. Дети за первым столом должны показать и рассказать о том, как при помощи полиэтиленового пакета можно увидеть воздух (изображение глаза)
Опыт (дети сами проводят опыт) Нужно взять полиэтиленовый пакет, набрать в пакет воздух и закрутить.
Воспитатель: Что произошло с пакетом? Почему? (пакет изменил форму, он полон воздуха)
Воспитатель: Теперь развяжите пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (Пакет опять стал пустым).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух? (его надо поймать).
Воспитатель: Мы смогли это сделать? Как?
2. Дети за вторым столом должны показать и рассказать о том, как при помощи воздушного шарика можно услышать воздух (изображение уха)
Опыт Нужно надуть воздушный шарик, затем выпустить воздух, растягивая отверстие для надувания.
Воспитатель: Получилось у вас услышать воздух? Поделитесь с ребятами, как вам это удалось?
3. Дети за третьим столом должны показать и рассказать о том, как при помощи листа бумаги можно ощутить воздух (изображение руки)
Опыт
Воспитатель: Как вы думаете, вы сможете почувствовать воздух? Как? Что для этого нужно сделать? - веер.
Воспитатель: Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
Воспитатель: Как с помощью веера можно ощутить воздух?
Что вы ощутили? (ветерок).
Воспитатель: А ветерок – это что? (движение воздуха)
Воспитатель: Что вы этим опытом показали? (воздух можно ощутить)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?
Воспитатель: Какой помощник нам может в этом помочь? (нос)
Воспитатель: Вдохните воздух? Чем пахнет?
Воспитатель: Что это? (пустые баночки)
Воспитатель на каждый стол ставит по пустой баночке.
Воспитатель: Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы)
Воспитатель: Правильно, воздух, а понюхайте, чем пахнет?
У каждой баночке свой запах: апельсин, ваниль, духи
Воспитатель: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по – разному? (ответы)
Воспитатель: Что вы этим опытом показали? (собственного запаха у воздуха нет, чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались).
Воспитатель: Какие помощники нам помогали объяснить роботу про воздух? (глаза, уши, кожа, нос)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Кто знает, как называется такая техника рисования?
Воспитатель: Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Самостоятельная деятельность.
Воспитатель: Расскажи, что ты нарисовал?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мы объяснили роботу, что воздухом мы можем не только дышать, а ещё можем его видеть, слышать, ощущать и даже рисовать? Как?
Воспитатель: Ребята, что было для вас интересным? Что открыли для себя нового?
Воспитатель: Что было самым трудным?
Воспитатель: Кому расскажите о своих открытиях?
Воспитатель: Ребята, спасибо за занятие, вы были такие молодцы! Вам подарок – мыльные пузыри. Попускаем?
Воспитатель включает песню «Мыльные пузыри», дети под музыку пускают мыльные пузыри (самостоятельная деятельность)