Елена Мартьянова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Звезда по имени «Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Звезда по имени «Солнце»
Цель: Дать детям представление о Солнце, о его роли в жизни всего живого.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни;
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Звезда по имени „Солнце“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, умения исследовать окружающий мир, при проведении опытов высказывать догадки, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;
- развивать логическое мышление;
- Развивать активный словарь детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уважительно относиться друг к другу, слушать не перебивая;
Игра «Ходит Ваня»
- Ходит Ваня, ходит Ваня.
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка.
Нашел Ваня, нашел Ваня,
Для себя дружочка.
Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка».
Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши.
Дети после игры, проходят на стульчики.
Заходит герой, садиться на стол и начинает болтать ногами. Волосы торчат во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд.
Воспитатель:
– Какой ты смешной! Ты кто?
– Я, Капризка, – пропищал человечек и уставился круглыми глазами».
Воспитатель: Что ты тут делаешь?
Капризка: Вот именно сам не знаю, попал сюда случайно, уходить надо.
Направился в сторону двери, но походя мимо детей, остановился, посмотрел и спросил:
Капризка: Как тебя зовут? Пойдем из детского сада, куда-нибудь пошляемся!
Мальчик: Нельзя без разрешения мамы и папы.
Капризка: Подумаешь, какой послушный
Мальчик: Оставайся у нас, будет интересно
Капризка: Это у вас, то интересно, опять ерундой будете заниматься, рассказики воспитателя слушать или сказочки читать.
Воспитатель: А ты, я полагаю, все знаешь, все умеешь.
Капризка: Конечно, для меня ничего невозможного нет, спрашивайте, на все ваши вопросы отвечу.
Воспитатель: Хорошо, загадаю простую загадку.
Голубой платок,
Алый клубок,
По платку катается,
Людям улыбается.
Капризка: Ребята, подскажите, что это такое, сами наверно не знаете.
Дети: Солнышко
Воспитатель: Второй вопрос. Почему солнце называют «солнышком»?
Капризка: А дети то знают у Вас?
Дети: Так ласково называют Солнце, потому что любят его.
Капризка: Любят, чушь, что они ему стихи рассказывают.
Дети:
1 ребенок:
Солнышко прячется за тучки :
Прячет ножки, прячет ручки,
Прячет лучики в подушки,
Прячет щечки, прячет ушки.
Прячет голову большую
И прическу золотую.
Натянуло одеяло –
- Нам без солнца грустно стало.
2 ребенок:
Плачет грустное окно.
Плачет дуб -- ему сто лет,
Плачет бабушка и дед.
Пузыри по лужам скачут,
На деревьях листья плачут
Нужен лучик каждой травке,
Каждой птичке и козявке.
В поле каждому цветочку,
Лучик нужен нашей Дочке,
Чтоб по улице гулять,
С мамой за руку шагать.
Капризка: Хватит, как вы его любите, я уже понял. Понять не могу за что, оно сыскало такую славу себе.
Воспитатель: А вот почему люди любят Солнце - в двух словах и не скажешь.
Капризка: Ну что же, придется задержаться, что вы еще наплетете про него.
Дети: Солнце великий труженик. Работает оно без отдыха круглые сутки.
Воспитатель: Ребята, вспомните «профессии» Солнца.
Дети: Солнце светит, поэтому светло
Воспитатель: Солнце можно назвать главным осветителем. Над землей словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга. Не будь его, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на земле вскоре бы угасла.
Дети: солнце греет
Воспитатель: Солнце отапливает всю планету. А знаете ли вы, как оно это делает?
Поверхность земли нагревает солнечные лучи, а от нее уже нагревается воздух. Теплый воздух гораздо легче, чем холодный, поэтому он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. И в атмосфере начинается движение: настоящие теплые воздушные реки текут в холодные места планеты и отдают тепло Земле, а холодный воздух перемешается к нагретой поверхности и снова от нее нагревается…
Воспитатель: Теплый или холодный воздух перемещает ветер, на минутку представим себя ветерком
Логоритмическое упражнение «Ветер»
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он:
Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон:
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
Воспитатель: А теперь, ребята, сделайте глубокий вдох. Воздух чистый, свежий - дышится легко, верно? Как вы думаете, кого мы должны поблагодарить за такой «вкусный» воздух?
Дети: деревья, траву
Воспитатель: Вы правы только наполовину. Спасибо за свежий воздух мы должны сказать Солнцу. Зеленые растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух- забирать из него вредный углекислый газ и насыщать его кислородом, которым дышат все живые существа на нашей планете.
Воспитатель: А набегут тучи, пойдет дождь, опять работа Солнца.
Капризка: ну как же так, солнышко припекает, высушивает все лужи, ручейки
Воспитатель: Странного ничего нет. Солнце не только забирает воду из луж и ручейков, но и собирает влагу с поверхности озер и рек, морей и океанов. Жидкая вода под действием солнечного тепла превращается в «летучую» воду, пар. Легкий пар поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи, а там уж за них принимается ветер. Он гонит их на сушу, чтобы напоить леса и степи, поля и луга. Ведь без воды не будут расти травы, колоситься хлеба, цвести цветы, наливаться соком яблоки…
Воспитатель: А еще Солнце может вскипятить чайник, сварить борщ, испечь пироги. Как? Вы когда-нибудь собирали солнечные лучи? Сегодня мы попробуем с вами их собрать с помощью увеличительного стекла.
Опыт с увеличительным стеклом.
Если подольше подержать его над бумагой, получится яркий кружок, как маленькое солнышко. Можно даже бумагу поджечь, а если руку нечаянно подставить - кожа покраснеет и даже волдырь может вздуться.
Воспитатель: В солнечной кухне подобным образом тоже собираются солнечные лучи и заставляют их кипятить воду, разогревать духовку с пирогами, накалять сковороду, на которой жарятся котлеты.
А мы сейчас, ребята с вами сварим «кашу-малашу» на нашей солнечной кухне
Физминутка «Каша-малаша»
(Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой)
Если добавить стакан молока.
(Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку)
Масло и сахар мы в кашу кладем
(Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой — «сахар»)
И эту кашу деткам даем.
(Дети подносят обе ладони ко рту)
Каша-малаша, ты так хороша,
(Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить кувшин молока.
(Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем.
(Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой — «сахар»)
И эту кашу взрослым (мамам и папам) даем.
(Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре)
Каша-малаша, ты так хороша,
(Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить ведро молока.
(Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем
(Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой — «сахар»)
И эту кашу великанам даем.
(Поднять обе руки вверх и показать «великана»)
Повторить упражнение левой рукой.
Воспитатель: Солнце служит людям не только на Земле, но и в космосе. Солнце - постоянный участник всех космических путешествий. Межпланетные станции, которые летают к другим планетам, космические корабли, спутники над Землей- все они освещаются и обогреваются за счет Солнца. У каждого из них есть на борту собственная, домашняя электростанция. Там солнечный свет превращается в электрический ток, который питает приборы, зажигает электрические лампы на корабле, нагревает воздух в космических «домах».
Капризка: А у нас лампочки в домах тоже солнце зажигает?
Воспитатель: Солнечных электростанций на Земле пока не очень много, но они есть и успешно работают. Тепло и электричество, которое от них получают, направляют на заводы, в дома, оранжереи и парники, где благодаря Солнцу растут и зреют даже зимой овощи и фрукты.
Капризка: Солнце посылает на Землю каждую секунду огромное количество энергии! Оно отдает нам свою энергию даром – только бери и пользуйся!
Музыкальная физминутка «В небе звездочки отправились спать»
Капризка: Я и представить не мог, что узнаю столько всего интересного, а можно к вам приходить я буду чаще?
Воспитатель: Конечно, мы с ребятами, всегда будем рады видеть тебя. Приходи, обязательно!