НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление с агрегатным состоянием вещества» по методике ТРИЗ
Конспект занятия по познавательному развитию. В старшей группе
«Ознакомление с агрегатным состоянием вещества» (по методике триз)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с различным агрегатным состоянием вещества : жидкое, твердое, газообразное, переход вещества из одного состояния в другое на основе моделей теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) метод моделирования маленькими человечками. Дать знания о физическом состоянии и сущности предметов, их внутреннем строении.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Ознакомление с агрегатным состоянием вещества“ по методике ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Продолжать учить детей находить противоречия в любом предаете окружающей обстановки.
Развивать логическое мышление, воспитывать желание активно участвовать в познавательных занятиях.
Ввести в активный словарь детей: жидкость, газ, воздух, словарь антонимов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :
1. Приход Незнайки и приглашение детей в гости к маленьким человечкам.
2. Словесная игра «Наоборот».
3. Рассказ Знайки о его друзьях маленьких человечках-твердые, жидкие, газообразные.
4. Словесная игра «Назови правильно».
5„ Построение Знайкой различных предметов из моделей.
6. Обращение к детям с вопросами: Как перенести воду в решете?
Мед - это твердое или жидкое вещество?
7. Словесная игра «хорошо-плохо»
8. Прием эмпатии /вживание в образ/
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Вести работу с Денисом на закрепление названий предметов, сделанных из разного вещества.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ: «Методы развития творческого мышления» г. Норильск.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Знакомство с игрой «наоборот», «Хорошо-плохо»
МАТЕРИАЛ: Мольберт, костюм Знайки, модели маленьких человечков, мяч, решете вода, стакан, лед, горячая вода, банка, таз, пробирка, железная ложка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Входит Знайка:
- Привет, ребята, вы узнали кто я? Правильно, я знаю все, поэтому меня назвали Знайкой. Сегодня я пришел к вам для того, чтобы пригласить вас в гости к моим друзьям - к маленьким человечкам. Вы оогласны? Очень хорошо.
Но сначала я хочу проверить вас, сможете ли вы поиграть со мной, что вы знаете?
Игра «Наоборот»
- Скажу я слово далеко, а ты ответишь. близко
Скажу я слово высоко, а ты ответишь. низко_
Называются слова: тяжелый, горячо, день, зима, небо, тонкий, большой, мальчик, спать, черный, солнце, великан, короткий, узкий, здоровый, грустный, зло, соль, светлый.
-молодцы, все вы знаете. А теперь я вам расскажу о моих друзьях.
Вот посмотрите: выкладывает человечков твердого вещества - они крепко держатся за руки, чтобы не разъединиться. Они очень дружные. Чтобы их разъединить, нужно много усилий. Например, дерево, для того чтобы сломать дерево или распилить полено, нужно много сил. Значит, твердые вещества очень прочные, трудно ломаются.
А вот человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются Друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вот возьмем воду и перельем ее в стакан. Был целый стакан, а осталась половина. Я разлучил маленьких человечков жидкого вещества. Еще смотрите, я из стакана прелью воду в пробирку - вода изменила свою форму.
А вот человечка газообразного вещества мы не увидим, не встретим, потому что они не усидчивы, любят бегать, прыгать, летать и от этого они много и независимо друг от друга путешествуют, лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.
Вокруг нас воздух, мы им дышим, но не видим, мы не можем его собрать в руки. Посмотрите, мы нагрели воду и из нее идет пар, это человечки жидкого вещества вырвались наружно и превратились в человечков газообразного и вырвались наружу, летают, где хотят.
Давайте поиграем в игру «Назови правильно».
Я буду называть какой-нибудь предмет или вещество, а вы будете говорить, какое оно - твердое, жидкое, газообразное.
Почему, например, кирпич - твердое вещество, он трудно ломается.
-Очень хорошо. Бы назвали много разных предметов и веществ, а давайте я попробую построить из маленьких человечков что-нибудь. Бот, на - пример, стол. Какой он? (строит из моделей).
Давайте построим с помощью человечков, стакан с молоком, а внутри ложка. Как интересно! С помощью маленьких человечков можно все.
Ребята, а знаете ли вы, что такое решето? Правильно, это предмет для просеивания муки, он с дырками, л можно ли в решете перенести воду? Ну, конечно, можно, только ее сначала надо заморозить.
Вы видели когда-нибудь мед или масло? Эго твердые или жидкие вещества?
Теперь, ребята, вы видите и знаете, что есть твердые, жидкие, газообразные вещества.
А теперь я буду называть какой-нибудь предмет, а вы - нужен ли он или нет, хорошо это или плохо. Например: солнце - это хорошо, оно греет, под солнцем все растет, но это и плохо, т. к. солнце сильно греет, то становится жарко и душно. Называю: вода, дерево, ветер.
- правильно, вода - это хорошо, растут растения, животные, но и в тоже время грязь, все гниет.
Маленьких человечков мы оставим, пусть занимаются своим делом, а мы представим, что у нас есть волшебная палочка и мы можем превратиться в кого захотим. Давайте превратимся в бабочку-коробочку: «ВOT Я спешу, мне нужно найти домик для своих деток, пока не начался дожди».
Ой, кто же это? Это мальчик схватил меня и не отпускает. Что мне делать? Без меня мои детки погибнут. Хорошо, что он меня отпустил.
Кто же будет, птичкой, деревом, цветком, гусеницей.
-'Все ребята молодцы! Не забывайте о маленьких человечках, они всегда вокруг нас, помогают нам. До свидания, ребята.