Вера Смольянинова
«Наша ложка волшебная немножко». Конспект занятия по познавательному развитию с использованием методов ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать системное мышление через выявление функций объекта – «ложки», надсистемных и подсистемных связей;
- продолжать учить различать объекты рукотворного и природного мира;
-формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, обследования объектов, формулировать выводы своего исследования;
-учить в речи использовать обобщающее понятие – столовые приборы, познакомить с названием частей ложки – «черпало», «держало»;
Публикация «„Наша ложка волшебная немножко“, Конспект занятия по познавательному развитию с использованием методов ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- познакомить с молекулярным строением твердых объектов с помощью метода Маленьких человечков;
- формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм, свойстве металла притягиваться магнитом.
Развивающие:
-Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы: игрушка фиксик – Симка, рюкзачок – помогатор, картинки – ложка, части ложки, столовые приборы; исследовательские планшеты и ложки по количеству детей, емкости с водой, модель твердого вещества; картинки с изображением на одной стороне предметов - металлический чайник, металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул, а на другой изображение твердого человечка; игрушки с магнитами и магниты; банки с водой, магнитный конструктор «Смартмакс».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Игровая.
Ход:
1. Игровая мотивация.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Вера Геннадьевна, и сегодня я хотела бы с вами подружиться и поиграть. А познакомиться с вами мне поможет вот этот мяч. Дети, назвав своё имя, передают мяч друг другу по кругу. По окончанию упражнения воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нет тут места мистике,
Если рядом… (Фиксики.)
2. Системный анализ объекта - ложки (урезанный, рассматривается подсистема- строение объекта, надсистема - к группе каких объектов относится)
Симка: - Однажды Дим Димыч сломал ложку. Фиксики всё любят чинить, но обычно мы чиним электроприборы, а вот ложки нам чинить еще не приходилось.
Воспитатель: - Поможем ребята им в этом трудном деле?
- Целая, не сломанная ложка выглядит так. Показ картинки целой ложки, размещение её на доске.
- Сначала давайте подумаем и назовём, из каких частей состоит обычная, металлическая ложка (черпало, держало). Картинка частей крепится под изображением ложки. К чему относится ложка, к группе каких предметов? Как мы можем назвать двумя словами ложку, вилку, столовый нож? (столовые приборы). Картинка столовых приборов крепится над изображением ложки.
Дети делают вывод - нам нужна (воспитатель делает паузу, показывая на картинку и давая возможность ответить детям) ложка, ложка состоит из… (черпало, держало, ложка это (столовый прибор).
Воспитатель: - А для чего нужна ложка. Дети перечисляют её функции.
Игровое упражнение «Дразнилка»
- Ребята, а как мы можем назвать ложку по-другому, если вспомнить, для чего она нам нужна, где мы её можем использовать (черпалка, в рот кашу доставлялка и т. д.)
Симка: - Ну, теперь, всё понятно, с помощью помогатора я быстро починю ложку.
Кладем сломанную ложку в рюкзачок – помогатор. Звучит музыка или дети выполняют пару движений напевая песенку. Достаём «починенную» ложку.
3. Исследование объекта.
Воспитатель: - Ребята, а давайте расскажем нашей Симке о ложке всё, что мы знаем, а поможет нам в этом не помогатор фиксиков, а исследовательский планшет.
Дети обследуют предмет и фиксируют свои выводы на планшете.
4. Моделирование методом Маленькие Человечки.
Воспитатель: - Наша металлическая ложка, как и всё вокруг, состоит из очень-очень маленьких частичек. Ученые называют их молекулы, а мы с вами назовём их маленькие человечки. Вы уже сказали, что ложка это твердый объект, в ней живут твёрдые человечки, они выглядят вот так (показ модели твердого человечка, крепко держатся за руки и твёрдо стоят на своих местах. Давайте представим себя твердыми человечками, встанем рядом друг с другом и крепко возьмемся за руки.
5. Игровое упражнение «Мои друзья»
Симка, обращаясь к детям: - Ребята, а у вас есть друзья? Вот и у нашей ложки тоже есть друзья. У меня в помогаторе есть карточки. Возьмите все по одной. На одной стороне нарисованы человечки, а на другой предметы в которых они живут. Посмотрите и скажите, какие человечки изображены на ваших карточках (у всех детей твердые человечки, предметы у всех разные, рассмотрите их внимательно, из чего они сделаны, как выглядят, для чего нужны?
Картинки - металлический чайник, металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул.
-Со всеми этими предметами дружит ложка, но не со всеми сразу, будьте внимательны, и если услышите признаки своего предмета подходите ко мне. Воспитатель держит ложку в руке.
Сейчас ложка дружит с предметами из металла.
…-с предметами, которыми можно зачерпнуть воду.
….- со всеми, кроме предметов из металла.
…- со всеми, в которых живут твёрдые человечки.
6. Закрепление знаний о свойстве металла притягиваться к магниту.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что наша ложка волшебная немножко.
Давайте проведем нашими ложками над этими предметами (на подносе лежат игрушки с магнитом, магниты, камушки, мелкие резиновые и деревянные игрушки). Что произошло? К металлической ложке прилипли магнитные игрушки и магниты.
Делаем вывод с детьми – металл, из которого делают ложки, может притягиваться к магниту.
7. Игровое упражнение «Достань предмет»
Симка: - Ребята, собака Кусачка уронила в банку с водой детали конструктора. Как же нам достать их из воды не намочив рук? (постановка перед детьми проблемной задачи) Предложения детей.
Дети пробуют достать детали и выясняют, что одни достаются легко, так как примагничиваются к ложке, а другие (без магнита) с трудом.
Делают вывод, что в деталях конструктора, которые прилипают к ложке, находится магнит. В деталях конструктора «Лего» - магнита нет.
Когда весь конструктор дети достанут предложить от имени Симки детям поиграть с ним. Свободные игры детей, постройка конструкций по замыслу детей.
8. Итог.
В форме игры «Хорошо – плохо»
Итак, что мы узнали о ложке? Ложка это хорошо, потому что (ложка красивая, блестящая и т. д.) Ложка плохо – потому что – может нагреваться и можно обжечься и т. д.