Татьяна Резван
«Больше, меньше, равно». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми в подготовительной к школе группе
Тема: «Больше, меньше»
Цель: Создание условий для познавательного развития детей.
Задачи приоритетных образовательных областей:
• Обучающая задача: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой, использовать знаки «>» и «<»; и «=»
Уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение соотносить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого;
• Развивающая задача: способствовать развитию любознательности, внимания, развивать познавательный интерес, умение ориентироваться по элементарному плану.
• Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки», просмотр презентации «Любимые герои сказок», дидактическая игра «Расскажи о том, кого знаешь».
Ожидаемый результат: Более высокий уровень познавательного развития в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Нормативно-правовое обоснование: ФОП ДО п. 14.2 «Построение содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка».
ООП МБДОУ №3 «Березка», стр. 121 В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: обогащение пространственными и временными представлениями, поощрение использования счета, вычислений, измерений, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира.
Интеграция с другими участниками образовательного процесса:
в работу включается старший воспитатель, в качестве консультанта, ориентация на индивидуальные особенности детей.
Образовательные области: приоритетная –познавательное развитие в интеграции – речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная, музыкальная.
Оборудование: план-путешествия квест-игры, иллюстрации с изображением сказки, мольберты, магниты, шаблоны с изображением героев сказок, конфеты.
Технологическая карта
Этапы Деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
I. Организационный этап (5 минуты)
Сюрпризный момент. Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся
– Утро доброе начнётся.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, Поздоровайтесь и подарите им улыбку. Молодцы!
Ребята, вы знаете, сегодня творятся какие-то чудеса. Утром, когда я пришла в детский сад в группе на столе лежал конверт (показывает).
Воспитатель: Как вы думаете, от кого этот конверт?
Почему вы так думаете?
Интересно. Давайте посмотрим, что внутри конверта.
(открывает конверт, а там письмо)
Здесь письмо. Прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня! Я сестрица из сказки «Гуси-лебеди» обращаюсь к вам с просьбой помочь вернуть братца домой.
Педагог:
Как помочь девочке вернуть братца домой?
Воспитатель наводит детей на мысль о том, что можно решить трудные задачи от Бабы Яги.
Слушают, стоя на ковре Дети проходят к письму и воспитатель предлагает разместиться вокруг).
Постановка проблемы и мотивация детей В. : - Дети, мы не можем оставить сестрицу без помощи. Но сначала нам нужно попасть в Тридесятое королевство.
Ребята, а как вы думаете, как можно добраться туда? (ответы детей).
Я предлагаю отправиться волшебную страну по карте.
Отвечают, предлагают различные варианты.
II. Основной этап 25 минут
Актуализация представлений Задача: актуализировать представления детей о сказках. Но учтите, путешествие квест-игры будет нелегкой. Много трудностей встретится вам на пути. Вам придется выполнять задания, двигаться по карте, за это вы получите элементы ключа от избушки Бабы Яги, где и находится братец.
Педагог показывает карту схему.
ЗАДАНИЕ 1.
Воспитатель: рассмотрите картинку. Яблонька обещала рассказать Аленушке, куда полетели гуси-лебеди, если девочка скажет, каких яблок на яблоньке больше — красных или желтых и на сколько.
Воспитатель: Как вы будете выполнять задание? (Соединим ниточками попарно красные и желтые яблоки. Те яблоки, которым не хватило пары, покажут, каких яблок больше и на сколько.)
Дети проводят ниточки и делают вывод:
«Без пары остались 2 красных яблока, значит, красных яблок на 2 больше, чем желтых».
Воспитатель: У яблоньки есть просьба: чтобы зайцы не обгрызали ее нежную кору, яблонька просит детей огородить ее.
Слева от яблоньки «приколотите» (нарисуйте) З дощечки, а справа — на 2 дощечки больше.
Как вы будете выполнять задание? (Нарисуем слева и справа по З дощечки, а затем справа нарисуем еще 2 дощечки.)
Воспитатель: Сколько дощечек слева (справа) от яблоньки? (Слева — З (справа — 5).)
Молодцы! Смотрим карту куда идти дальше?
ЗАДАНИЕ 2.
Воспитатель: Яблонька рассказала о том, что гуси-лебеди полетели к домику Бабы-яги. На этом доме написано выражение, значение которого равно 5.
Воспитатель: Как вы будете искать этот дом?
Воспитатель: Предлагаю ребенку нарисовать путь к домику с красной крышей.
Воспитатель: Проговорите свой путь: «Иду прямо, поворачиваю направо».
Воспитатель: Прочитайте, что написано на доме. (5 — З.)
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли решать этот пример для того, чтобы определить, является ли ответом число 5? (Нет. В этом примере от 5 надо отнять З, поэтому получится число меньшее, чем 5.)
Воспитатель: Подумайте и скажите какие примеры решать не нужно.
Воспитатель: назовите цвет крыш тех домиков, которые вы подчеркнули. (Это домики с голубой, оранжевой и синей крышей).
Воспитатель: почему примеры на этих домиках не нужно решать, для того чтобы убедиться, что ответ не равен 5? (Потому что во всех этих примерах от 5 надо отнять или к 5 надо прибавить число. В результате получится число меньшее или большее, чем 5.)
Воспитатель: Сколько примеров вам надо решить? (4 примера). Дети самостоятельно решают примеры.
Воспитатель: В каком домике живет Баба-яга? (В домике с зеленой крышей.) Воспитатель: Нарисуйте дорогу к этому домику и расскажите, как вы шли.
Передвигаются по карте
Фиксация затруднений
Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения. ЗАДАНИЕ 3 (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ).
Воспитатель: Баба-яга согласилась отдать братца, если дети выполнят ее задания.
Воспитатель: Сможете выполнить задания Бабы-яги?
Воспитатель: Рассмотреть рамку слева и напоминаю, что одинаковые числа обозначаются одинаковыми значками.
Воспитатель: В каком мешке число больше — в первом или во втором? Почему? (Число больше в первом мешке, потому что в нем к числу, обозначенному месяцем, прибавляется единица и число увеличивается. Во втором мешке к этому же числу ничего не прибавляется.)
Дети пишут нужный знак между мешками.
Воспитатель: рассмотрите вторую пару мешков в этой же рамке.
Воспитатель: В каком мешке число больше — в первом или во втором? Почему? (В первом мешке число больше, потому что в первом мешке с числом ничего не происходит, а во втором из этого же числа отнимают З, поэтому оно уменьшается.)
Дети пишут нужный знак между мешками.
Задание в правой рамке дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу
Дети стоят на ковре и размышляют и выполняют задание.
Открытие детьми нового знания ЗАДАНИЕ 4.
Воспитатель: Рассмотрите картинку.
Баба-яга отдаст братца, если вы наведете порядок в ее кладовке.
— Сможете?
Воспитатель рассмотрите мешки слева.
— Как вы будете определять, каких грибов больше или меньше и на сколько?
Дети «Считаем мухоморы и записываем их количество с помощью цифры 4; считаем белые грибы и записываем их количество с помощью цифры 5; ставим знак «>, т. к. 4 меньше, чем 5, потому что при счете идет раньше; проводим ниточки, соединяя между собой мухоморы и белые грибы; обводим белые грибы, у которых нашлась пара».
Воспитатель: На сколько мухоморов меньше, чем белых грибов? Почему? (На 1, потому что одному белому грибу не хватило пары.)
Воспитатель: рассмотрите мешки справа.
— Какое число больше? Почему? (Число З больше, потому что при счете оно идет после числа 1.)
Дети записывают знак между числами.
— Как узнать, на сколько З больше 1? (Надо в первом мешке нарисовать З предмета, а во втором — 1)
Воспитатель: В один мешок положите орехи (коричневые круги, а в другой мешок — ягоды (красные круги.) Дети выполняют самостоятельно. Для проверки воспитатель помещает на доску образец: Дети стоят перед мольбертом с заданиями
Внедрение новых знаний в деятельность детей ЗАДАНИЕ 5.
Воспитатель: Осталось последнее задание Бабы-яги.
Воспитатель: Как меняются числа при движении влево по числовому ряду? (Числа уменьшаются.)
Воспитатель: Как меняются числа при движении вправо по числовому ряду? (Числа увеличиваются.)
Воспитатель: В какой тарелке больше всего угощения? (Больше всего угощения в голубой тарелке, т. к. число, обозначенное кольцом, стоит в числовом ряду правее других чисел, которые обозначают количество угощения в тарелках.)
Воспитатель: В какой тарелке меньше всего угощения? (В розовой тарелке, потому что число, обозначенное месяцем, стоит в числовом ряду левее других чисел, которые обозначают количество угощения в тарелках.)
Воспитатель: Давайте сравним количество пирожков и булочек.
Воспитатель: Какое из чисел — кольцо или бантик — стоит правее? (Кольцо.)
Воспитатель: Что можно сказать об этих числах? (Кольцо больше, чем бантик.)
Воспитатель: Чего больше — пирожков или булочек? (Булочек.)
Воспитатель: На сколько булочек больше, чем пирожков? Почему? (На 1, потому что каждое следующее число на 1 больше предыдущего.)
Дети подходят к мольберту для выполнения задания
Расширение имеющихся представлений.
Самостоятельная работа.
Интерактивная игра Второе задание дети выполняют с комментированием.
«Ромбик в числовом ряду стоит правее месяца. При движении по числовому ряду вправо числа увеличиваются, поэтому ромбик больше месяца, т. е. бубликов больше, чем печений».
На сколько бубликов больше, чем печений? (На 1 Все задания Бабы-яги выполнены. Братец спасен. Выполняют задание
Рефлексивный компонент Воспитатель: Вы справились с последним заданием.
А что вам помогло в выполнении всех заданий? (Умение работать вместе). Подойдите все к дому бабы Яги и соберите части ключа.
Как вы думаете подойдет такой большой ключ к замку.
(педагог говорит волшебные слова, дети закрывают глаза). Открывает замок, в доме братец
Давайте прощаться с братцем. Стоят на ковре, слушают
Организация перехода к другому виду деятельности Воспитатель собирает детей около себя.
Где вы сегодня побывали?
Какие знания и умения вам помогли спасти братца?
Выстраиваются друг за другом и уходят в группу по карте
Используемые ресурсы:
Для педагогов.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е.
Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников Методические рекомендации. Часть 4 (1—2) / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. — М. : Тента, 2014. — 320 с. : ил.
Для родителей:
Учебное пособие для детей Годовой курс 6-7 лет Е. А. Петерсон, Умка, подготовка к школе
Для детей
Игралочка Математика для детей 6-7 лет Часть 4(1) (2) Комплект