Татьяна Кусик
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал Орлинский детский сад МОУ Орлинская СОШ
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
«Зимующие птицы. Секреты пёрышка»
Воспитатель: Кусик Татьяна Александровна
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Зимующие птицы, Секреты пёрышка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Обогащение знаний детей о зимующих птицах, продолжать развивать представления о жизни и особенностях птиц.
Задачи:
Образовательные задачи:
— закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);
— обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;
Развивающие задачи :
— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности
— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
— закреплять навык работы в группах;
Воспитательные задачи:
— Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.
— формировать желание помогать птицам зимой;
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Оборудование и материалы:
Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация, мнемотаблица -птица.
Предварительная работа:
не наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
Ход:
Организационный момент
Вот собрался наш кружок.
Улыбнись скорей дружок.
Рука другу, рука другу.
Передаем тепло по кругу!
Игра «Спаси птенца»
Воспитатель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
жать Мотивационно — ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, у нас сигналит домофон. К нам кто- то пожаловал в гости.
(в группу заходит Незнайка и приветствует детей)
Незнайка: Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. Голубая спинка, ржавенький бочок –
По стволу осинки
За скачком скачок,
Лазит вверх и вниз.
Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, …ой, как больно ударился о землю. Ничего не понимаю! Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке? Почему птицы летают, а человек нет? А почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»
Поисковый этап.
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? У него сразу столько вопросов. (Ответы детей)
Воспитатель: На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)
(Педагог демонстрирует карточки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто может рассказать о поползне? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: К зимующим птицам также относятся : тетерев, глухарь.
(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)
Незнайка: А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?
(Ответы детей)
Незнайка: Ребята, птицы умеют летать? (Ответы детей)
Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать.
Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).
Незнайка: А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)
Дети: Нет. У человека нет крыльев.
Воспитатель: Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал). Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)
Воспитатель: Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?
(Ответы детей)
Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
Воспитатель: Вот и птицы : расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем. Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.
Физкультминутка «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте)
Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)
Раз, два, три, четыре, пять,
Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх).
Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой).
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)
Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками)
Только слышен ветра свист. (вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)
Но пришлось на землю сесть. (приседают)
Воспитатель: Ребята, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем же покрыто тело птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию, где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две группы.
Первая группа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.
Вторая группа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)
Работа в группах. (Дети рассматривают, обследуем)
Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?
Дети: Размером, цветом, строением.
Воспитатель: Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?
Дети: Оно плотное, жесткое, большое.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?
(вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
Дети: Плотный и пустой.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?
Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.
Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?
Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.
Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Почему?
Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.
Воспитатель: Помашите пером, что вы ощущаете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
Воспитатель: Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?
Дети: Перышко маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький
Воспитатель: Это пуховое перо.
Воспитатель: Зачем такое перо птице? Ответы детей.
Воспитатель: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Воспитатель: Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.
Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.
Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.
Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.
Воспитатель: Ребята, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.
Воспитатель: Самое печальное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод. Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)
е Воспитатель: Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?
(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)
Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята!
Воспитатель: Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?
Незнайка: Какая необычная птичка встретилась мне на прогулке? (Ответы детей)
Незнайка: Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)
Незнайка: Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, мы ответили на все твои вопросы?
Незнайка: Спасибо вам ребята. Сегодня я узнал много интересных фактов о зимующих птицах. (уходит прощаясь)
Воспитатель: Что нового узнали, проводя свои исследования?
(Ответы детей)
Воспитатель: Все мы молодцы! Скажите себе:
«Мы сегодня молодцы-
Потрудились от души,
не ленились, убедились
и многому научились»