Анастасия Черкасова
Конспект занятия по познавательному развитию «Всемирный день воды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: познакомить детей с всемирным днем водных ресурсов. Дать представление, что без воды нет жизни на Земле, что вода нужна не только людям, но и растениям и животным. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя; уточнить представления детей о том, что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, уборки помещений). Помочь детям понять поговорку «Где вода - там жизнь!» Сформировать бережное отношение к воде. Учить внимательно слушать загадки и давать ответы на них. Закреплять умение слушать стихотворные произведения и понимать их смысл, умение выполнять движения глазами по тексту гимнастики, уметь бегать в разных направлениях не наталкиваясь на сверстников, уметь быстро строить круг взявшись за руки.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Всемирный день воды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: презентация, ноутбук, экран, проектор, оборудование для опытов с водой, смайлики, халаты и шапочки для работы в лаборатории, предметные картинки.
Ход ООД:
I Вводная часть
Создание мотива для деятельности детей.
Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся.
Определение целей.
Орг. момент:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
С улыбкой на месте замри»
- Ребята, я вас попрошу улыбнуться друг другу и нашим гостям и посмотреть на экран.
На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья.
- Что вы видите на экране? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.
- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
- 22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду и водные ресурсы.
Без воды невозможно обойтись даже один день.
-Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?
-Вода-главный источник жизни на земле.
Воспитатель читает стихотворение Натальи Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, о чем говориться в стихотворении? (ответы)
-Вода-вещество, которое может находиться в трех состояниях: твердом, (лед) жидком (это - дождь, капелька, роса, ручеек) и газообразном (это пар, облака, туман, поэтому на земле осуществляется круговорот воды в природе.
А что же такое круговорот воды в природе, я вам сейчас расскажу. Посмотрите на экран. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Целеполагание - А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства, а затем сделать вывод: как сохранить воду чистой.
II Основная часть.
Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами). А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах. Ребята, посмотрите на экран.
Гейзер горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.
Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 3: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Опыт 4: «Лед и снег – твердая вода»
Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит лед. Предложить в руку взять лед. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). Дети, как вы думаете, а если мы возьмем снег в руку, то с ним, что будет происходить?
Вывод: Лёд и снег - твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.
Опыт 5: «Пар – это тоже вода».
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
ОПЫТ 6- вода не имеет формы.
-Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?
-Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.
-Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?
Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?
- Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы… Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод - вода не имеет форму. (показ слайда)
ОПЫТ 7 вода – растворитель.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет. (показ слайда)
Итак: что мы можем сказать о воде? Вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
Физминутка
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода.
Для кого вода является домом?
- Ответы детей, а затем показ слайдов.
- Для чего нужна вода человеку?
Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Человек может прожить без воды всего три дня. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. (Ответы детей)
- Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям!
Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»
Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.
Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.
Опыт 1.
Возьмем таз с водой, речной песок, камешки, листья. Сейчас я вам расскажу экологическую сказку. Слайд
- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло.)
-Видны ли теперь фантики в пруду? Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.
-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)
-Ребята, вы сделали правильные выводы.
III Заключительная часть: вам понравилось быть исследователями?
-Что мы сегодня исследовали?
- К каким выводам пришли?
Анализ результатов деятельности: сейчас я попрошу вас из лаборатории вернуться в детский сад и оценить наше занятие. Если вам понравилось занятие, и вы получили полезную информацию, возьмите улыбающийся смайлик, если вам было не интересно – смайлик без улыбки, а если вы скучали, то – грустный смайлик.