Оксана Столь
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у дошкольников представлений о природе Кузбасса.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять знания детей о растительном мире родного края.
2. Формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
3. Способствовать приобретению навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к удивительному миру природы Кузбасса.
2. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, смекалку и сообразительность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в мир растений“» размещена в разделах
1. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру.
2. Воспитывать чувства гордости, любви и ответственности за родную природу.
Оборудование: презентация «Природа Кузбасса», предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов и трав; плакат «Части растения».
Предварительная работа: беседы на природоведческие темы, дидактические и настольно-печатные игры, наблюдения за живой природой на прогулке, разучивание стихов о природе, наблюдение за елью, лиственницей, берёзой, рябиной, черемухой на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций о лесе.
Ход занятия:
Воспитатель: мы живем с вами в удивительном крае, имя которому Кузбасс. Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления, хранит свои тайны и чудеса.
И сегодня мы с вами пойдем в гости к богине Флоре, покровительнице всех растений на земле.
Воспитатель, уточняет у детей, что растения - это живая природа. Растения рождаются, растут, размножаются и умирают.
Слайд 3
Загадка:
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает…
Дети: Деревья.
Дети рассматривают дерево и называют его части (Корни, ствол, ветви, крона)
Слайд 4
Хвойные деревья
Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете? Почему деревья называются хвойными? Назовите хвойные деревья, которые растут на территории нашей области.
Дети: Пихта сибирская, сосна обыкновенная, кедр, лиственница, ель.
Слайд 5, 6
Лиственные деревья
Воспитатель: Почему деревья называются лиственными? Какие лиственные деревья нашей области вы знаете?
Дети: Липа, ольха, ива козья, тополь, осина, береза, рябина, черемуха.
Воспитатель: Что общего у всех деревьев? Назовите части растений.
Дети называют - корни, ствол, ветви, крона.
Слайд 7,8
Обучающая игра: «Кому нужны деревья в лесу»
Воспитатель интересуется, кому из животных и зачем нужны деревья и обобщает ответы детей.
Муравьи строят муравейники в лесу, птицы на деревьях вьют гнезда, гусеницы и жуки поедают листья и древесину, птицы питаются плодами и ягодами с деревьев, лоси питаются листьями и побегами деревьев, дятел из под коры дерева добывает себе корм, белка строит гнездо в дупле дерева, зайцы зимой питаются корой, бобры строят дом и плотины из стволов дерева, медведь устраивает берлогу под корнями деревьев, кабан питается желудями с дуба.
Птицы, звери, рыбы, и насекомые не могут жить без растений. А растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые необходимы для опыления растений, птицы и животные помогают разносить семена растений по всему свету. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.
Слайд 9
Кустарники
Загадка:
Не дерево он не трава.
В огне горит он, как дрова.
Шумит листвой, растёт, цветёт.
Паук меж веток сеть плетёт.
Когда ломают, слышен хруст,
Боль чувствует, хоть он и (куст)
Дети рассматривают кустарник и называют его части (корни, ветви, листья)
Слайд 10
Вопросы детям:
1. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.
2. Чем отличается кустарник от дерева?
3. Какие кустарники произрастают в нашем крае?
4. Расскажите о пользе кустарников?
Воспитатель обобщает ответы детей. Малина, калина, боярышник, шиповник, можжевельник, акация, жимолость лесная (несъедобная для человека).
Воспитатель: Кустарники играют немалую роль в нашей жизни, они дают нам свои вкусные плоды и украшают окружающую нас территорию. Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст.
Экологический тренинг
В: Вы хотели бы почувствовать себя деревом?
Мои корни глубоко вросли в землю
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Слайд 11
Цветы и травы
Загадка:
Расцвели весной на кочке,
В поле первые (цветочки)
Дети рассматривают цветок и называют его части (корни, стебель, листья, цветок)
Слайд 12, 13
Вопросы детям: Какие лесные, луговые цветы и травы растут в нашем крае? Воспитатель обобщает ответы детей.
Цветы: купальница, кандык сибирский, прострел или сон – трава, ветреница, марьин корень, ландыш майский, ромашка, медуница и многие другие. Травы: крапива, папортник орляк, тысячелистник, клевер луговой, подорожник, мать - и - мачеха, зверобой, полынь и многие другие. Травы как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.
Слайд 14
Расскажите о пользе растений? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
Польза от растений в природе: поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород; защищают поверхность Земли от засухи; растения – это пища для всех животных.
Польза от растений в жизни человека: растения - пища человека, книжки с картинками, тетради для учеников, это музыкальные инструменты и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, ткань, спички, лекарственные препараты и многое другое. Растения – это озеленение жилищ и городов.
Итог:
- Вот видите, дети, какую пользу приносят нам растения. Значит, их надо беречь. Польза и красота, которую дарит природа - бесценна. Нам с вами нужно не только пользоваться богатством природы, но охранять, защищать их и оставлять эти богатства для других.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. В. Берестов