Наталья Степаненко
Конспект занятия по познавательному развитию «Кораблик. Осенняя пора» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять и расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно –экспериментальной деятельности.
Оборудование и материал:
Колокольчик две коробки (с сухими и свежими листьями, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,
Предварительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени
Ход
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Гуляла я парке и видела там такие красивые деревья.
Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете,
в какое время года бывает такая красота в природе:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Все ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель: А какое же время года сейчас?
Дети: осень
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: потому что
-день короче, а ночь длиннее;
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Дети: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Воспитатель: Как их называют в народе, почему? (предварительно беседовали, как и почему в народе назвали осенние месяцы)
Дети:
1. Сентябрь – рябинник (потому что в это время созревает рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
Когда идет дождь - дождливая,
Когда дует ветер – ветреная,
Холодно – холодная,
Пасмурно – пасмурная,
Сыро – сырая,
Хмуро – хмурая,
Ясно – ясная.
Солнечно – солнечная.
Физминутка. (движения выполняют по тексту)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули – так ветер срывает росу.
Крыльями плавно помашем – это так птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель:А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?
Дети: Да
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?
Ответы детей; нужно провести опыты и эксперименты
«Почему опадают листья?»
Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?
Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
«Что же случается с опавшими листьями?»
Ответ детей: Они высыхают.
Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Дети :да
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель :А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.