Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец»

Ольга Зыкова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец»

Программное содержание:

Цель: Расширять представления детей о былинном богатыре земли Владимирской – Илье Муромце.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к воину-богатырю земли Владимирской – Илье Муромцу.

Развивающие :

1. Развивать познавательный интерес к жизни нашего владимирского воина-богатыря Илье Муромцу, к жизни и наших предков.

2. Развивать умение отвечать на вопросы связно и последовательно.

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец“» размещена в разделах

1. Формировать представления детей о великом богатыре Илье Муромце.

2. Активизировать в речи детей названия элементов одежды русских богатырей (рубаха, кольчуга, плащ, шлем, сапоги) и названия оружия (копье, меч, колчан со стрелами, булава, палица).

Предварительная работа:

слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония»; М. П. Мусоргский «Богатырские ворота»; звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»;

презентация - викторина "Богатыри земли русской"; «Одежда, доспехи и оружие богатырей».

После НОД:

чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др. ;

просмотр короткометражного мультфильма «Илья Муромец»; слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

книжная выставка:

• "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007

• О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

• Л. Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

• Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005; Л. Н. Толстого «Былины». Изд. «Детская литература»,Москва, 1984.

• Г. В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

• Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

слайды на интерактивной доске:

• памятник Илье Муромцу;

• деревянная изба, вид деревянной избы внутри;

• музыкальное сопровождение;

• слайды для д/и «Собери богатыря на подвиг ратный»

«волшебные» часы, ёлки, пенёчки, ткань для ручейка синего цвета;

Раздаточный материал:

листы бумаги А4 с игрой-ходилкой «Помоги богатырю добраться до Киева»;

краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, бумага для рисования (формат А4, кисти №2,4, стаканчики-непроливайки.

Словарная работа: стол, лавка, печь, люлька, сундук; рубаха, кольчуга, шлем, сапоги; копье, меч, колчан со стрелами, щит.

Ход НОД:

(Воспитатель и дети заходят в группу, здороваются с гостями и строятся в круг.). Начинается «Игра-приветствие».

Утром солнышко встает, (руки вверх)

Всех на улицу зовет! (сгибать руки к груди)

Выхожу из дома я: (показать на себя)

-Здравствуй, улица моя! (выпрямить руки в стороны)

Отвечаю солнцу я, (поднять руки вверх)

Отвечаю травам я, (опустить руки)

Отвечаю ветру я, (взять друг друга за руки)

-Здравствуй, Родина моя! (поднять руки всем вместе и опустить)

В: - Ребята, а как называется наша Родина?

Д: - Наша Родина - Владимир, Россия!

В: - Верно, Россия наша большая Родина. А вот кто-то из детей сказал – Владимир. Это что?

Д: - Город.

В: - Город Владимир – это наша малая Родина.

В: - А какие вы еще знаете города? (Ответы.) Да, хорошо, что знаете столько много городов.

- Вы знаете ребята, я вчера готовилась к нашему занятию, в компьютере искала нужную информацию, и случайно наткнулась вот на эту фотографию. Решила вам ее показать и узнать у вас. Что это такое?

Д: - Памятник.

В: - Кто на нём, вы знаете?

Д: - Нет.

(Если назовут, кто это, тогда спросить: А что вы знаете об этом человеке)

В: - Вы не знаете, и я незнаю. А мне вот очень хочется узнать, а вам хотелось бы?

Д: - Да.

В: - А во что одет этот человек? Ходят ли в такой одежде люди сейчас?

Д: - Нет.

В: - В какое время мог жить этот человек?

Д: - Давно, много лет тому назад.

В: - Да, скорее так и есть. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. И жили на этой земле наши предки. Кто такие предки?

Д: - Люди, которые жили много, много лет тому назад.

В: - Более тысячи лет том назад основали они свое государство и назвали его - Русь. Жили среди них и богатыри. Кто такие богатыри?

Влад С. : Силён, как вольный ветер!

Могуч, как ураган!

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град!

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Мари Н. : Богатырь, он вот каков:

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Русь - родную защищал!

В: - Какими они были?

Д: - Сильными, смелыми, храбрыми, отважными.

В: - Да, это люди - необыкновенной силы и слава об их подвигах дошла и до наших дней. Вот тому пример – этот памятник.

В: - Но как же нам узнать об этом богатыре подробнее?

Д: - В библиотеке, из книг, энциклопедий, посмотреть кино.

В: - Хорошо. А может быть нам отправиться в прошлое -O- Хотелось бы вам там очутится -O- А как это сделать -O- При помощи чего -O-

(Воспитатель ищет глазами что может им помочь переместится в прошлое, дети обращают внимание на часы.)

В: - Ребята, что это?

Д: - Часы.

В: - Как они здесь оказались? А может они «волшебные»? Может быть они помогут нам переместится в прошлое -O- Как они могут нам помочь -O-

Д: - Перевести стрелки.

В: - В какую сторону мы их переведем -O- Если вперед, то куда попадем?

Д: - В будущее.

В: - А если назад?

Д: - В прошлое.

В: - А мы куда хотели с вами попасть?

В: - Куда же мы их будем поворачивать?

Д: - Нужно повернуть стрелки часов назад, потому что оправимся мы в прошлое.

В: - И, правда, молодцы! Так и сделаем!

( Воспитатель вместе с детьми поворачивают стрелки часов назад и приговаривают при этом слова: «Повернём стрелки часов назад,

Чтобы в Русь старинную попасть!»)

(Звучит музыкальное сопровождение, и дети оказываются в прошлом.)

В: - Всякое житьё - бытьё начинается с дома.

А до дома путь не близкий,

Вовсе будет не простой.

Вы, ребята, поспешите,

Не угнаться вам за мной.

Динамическая пауза.

Воспитатель и дети обходят пенёчки, кочки, ёлки, перепрыгивают через ручеёк.

(Садятся на стульчики.)

В: - Ребята! Что это?

(Показывает изображение деревянной избы.)

Д: - Дом.

В: - Из чего построен дом?

Д: - Из дерева, бревен.

В: - Знаете ли вы, как назывался дом, срубленный из бревен?

Д: - Дом, срубленный из бревен, назывался избой.

В: - Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

Д: - Лавка, стол, посуда, сундук, люлька.

В: - А что занимает большую часть дома?

Д: - Печь.

В: - Да, печь занимала пол избы! Называли её «Печь-матушка». Почему так говорили?

Д: - Она и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит.

В: - На такой печи долго пролежал один наш богатырь земли - Владимирской.

(Воспитатель кратко рассказывает историю о богатыре.)

«Родился этот богатырь в селе Карачарово. Но случилась с ним беда – отнялись у него ноги резвые. "Сидел он сиднем на печи 30 лет и 3 года. Однажды в дом пришли странники и попросили дать им водицы студеной. Он им объяснил, что не может встать, но они его будто не слышали. И смог встать на ноги. И случилось в этот день невозможное. Почувствовал он невиданную силу в себе, богатырскую. Напоследок старцы сказали ему, что должен он отправиться на службу к князю Владимиру

В: - А чтоб отправился наш богатырь на службу к князю, что ему необходимо, что ему понадобиться?

Д: - Одежда, доспехи.

В: - Соберем нашего богатыря в путь дороженьку?

Д/игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

(На интерактивной доске картинки с одеждой, богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры.)

В: - Что ему в первую очередь понадобиться?

Д: - Одежда.

В: - Конечно одежда. А что ещё ему нужно взять с собой? (Ответы.)

(Воспитатель по желанию детей вызывает к доске, и игра начинается.)

В: -Вот и готов наш богатырь на подвиги ратные, но вот беда. Стоит он у развилки трёх дорог, а по какой пойти не знает. Поможем ему? (Да.)

Игра- ходилка «Помоги богатырю добраться до Киева»

(Воспитатель предлагает игру- ходилку на листах. Дети должны выбрать правильный путь из предложенных трёх дорог. Правильную дорогу обвести потом красным карандашом.)

В: - Добрался наш богатырь до Киева и отправился на службу с другими богатырями Русь защищать.

В: - Знакомы ли вам эти герои?

(Показывает картину М. В. Васнецова «Богатыри»)

Д: - Да! Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

В: - А не кажется ли вам, ребята, что вот этот богатырь на памятнике похож на кого-то из этих богатырей -O- Коренастый, величавый, мужественный, умен в бою. Какому же богатырю поставили этот памятник? Как его зовут? (Илья Муромец.) В каком же городе его установили?

В: - Конечно в городе Муроме, на нашей земле Владимирской.

В: - А теперь и мы станем как богатыри!

Физкультминутка «Богатыри».

За высокими горами, (руки вверх)

За широкими долами, (развести в стороны)

На границе у реки, (плавные движения руками перед собой)

Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (показать кулаки)

Очень зоркие. (приставить ладошки к глазам)

Землю русскую любили, (развести руки в стороны, обнять себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, крикнуть «ура»)

В: - Да… Славна богатырями земля русская. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества. Какие?

Д: - Сильные, ловкие, смелые, выносливые, мужественные, храбрые.

В: - Что ж пора нам возвращаться назад в настоящее, в группу детского сада. Куда повернем стрелки часов?

Д: - Вперед.

( Воспитатель вместе с детьми поворачивает стрелки часов вперед и говорят слова: «Повернём стрелки часов вперёд, ведь группа детского сада нас ждёт!». Звучит музыкальное сопровождение и возвращаются назад в группу.)

В: - Вот и вернулись мы в группу. Понравилось ли вам наше путешествие?

В: - Что вы нового для себя узнали? Хотели бы вы об этом кому-то рассказать?

Д: - Да. Маме, папе, дедушке, бабушке, друзьям…

В: - А как вы считаете, бывают ли в наше время богатыри?

Д: - Да!

В: - А как вы думаете, кого можно сейчас назвать богатырями? Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время войны? Кто охраняет границу? Кто спасает людей из огня? Спортсменов – Олимпийских чемпионов?

Д: - Да!

В: - Ребята, вот такой завет нам оставили богатыри – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, отважными. Любить свою родную землю, свой народ.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины забывать вы не должны.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

В: - А как вы думаете, как мог бы выглядеть богатырь будущего? Пофантазируем? Смогли бы вы свою фантазию выразить в рисунке?

Д: - Да!

В: - Тогда предлагаю вооружиться всем необходимым для этого.

(Воспитатель предлагает взять детям на выбор то, с помощью чего они будут изображать «Богатыря будущего» краски, карандаши, бумагу, стаканчики с водой, кисти, салфетки.)

Продуктивная деятельность детей «Богатырь будущего». (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», дети рисуют. Воспитатель готовые работы прикрепляет на доску.)

В: - Как здорово, целая выставка получилась!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «8 Марта» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «8 Марта». В подготовительной группе. Цель : Познакомить детей с возникновением праздника.

Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Керамика». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с трудом гончара, гончарным.

Конспект занятия по познавательному развитию «Масленица» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Масленица». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с народными традициями,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мир стекла» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Мир стекла». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей со стеклом и его свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец»
Опубликовано: 6 июня 2024 в 14:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД