Ольга Зыкова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Расширять представления детей о былинном богатыре земли Владимирской – Илье Муромце.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважительное отношение к воину-богатырю земли Владимирской – Илье Муромцу.
Развивающие :
1. Развивать познавательный интерес к жизни нашего владимирского воина-богатыря Илье Муромцу, к жизни и наших предков.
2. Развивать умение отвечать на вопросы связно и последовательно.
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Богатырь земли Владимирской — Илья Муромец“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Формировать представления детей о великом богатыре Илье Муромце.
2. Активизировать в речи детей названия элементов одежды русских богатырей (рубаха, кольчуга, плащ, шлем, сапоги) и названия оружия (копье, меч, колчан со стрелами, булава, палица).
Предварительная работа:
слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония»; М. П. Мусоргский «Богатырские ворота»; звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»;
презентация - викторина "Богатыри земли русской"; «Одежда, доспехи и оружие богатырей».
После НОД:
чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др. ;
просмотр короткометражного мультфильма «Илья Муромец»; слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
книжная выставка:
• "Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
• О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
• Л. Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
• Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005; Л. Н. Толстого «Былины». Изд. «Детская литература»,Москва, 1984.
• Г. В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
• Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
слайды на интерактивной доске:
• памятник Илье Муромцу;
• деревянная изба, вид деревянной избы внутри;
• музыкальное сопровождение;
• слайды для д/и «Собери богатыря на подвиг ратный»
«волшебные» часы, ёлки, пенёчки, ткань для ручейка синего цвета;
Раздаточный материал:
листы бумаги А4 с игрой-ходилкой «Помоги богатырю добраться до Киева»;
краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, бумага для рисования (формат А4, кисти №2,4, стаканчики-непроливайки.
Словарная работа: стол, лавка, печь, люлька, сундук; рубаха, кольчуга, шлем, сапоги; копье, меч, колчан со стрелами, щит.
Ход НОД:
(Воспитатель и дети заходят в группу, здороваются с гостями и строятся в круг.). Начинается «Игра-приветствие».
Утром солнышко встает, (руки вверх)
Всех на улицу зовет! (сгибать руки к груди)
Выхожу из дома я: (показать на себя)
-Здравствуй, улица моя! (выпрямить руки в стороны)
Отвечаю солнцу я, (поднять руки вверх)
Отвечаю травам я, (опустить руки)
Отвечаю ветру я, (взять друг друга за руки)
-Здравствуй, Родина моя! (поднять руки всем вместе и опустить)
В: - Ребята, а как называется наша Родина?
Д: - Наша Родина - Владимир, Россия!
В: - Верно, Россия наша большая Родина. А вот кто-то из детей сказал – Владимир. Это что?
Д: - Город.
В: - Город Владимир – это наша малая Родина.
В: - А какие вы еще знаете города? (Ответы.) Да, хорошо, что знаете столько много городов.
- Вы знаете ребята, я вчера готовилась к нашему занятию, в компьютере искала нужную информацию, и случайно наткнулась вот на эту фотографию. Решила вам ее показать и узнать у вас. Что это такое?
Д: - Памятник.
В: - Кто на нём, вы знаете?
Д: - Нет.
(Если назовут, кто это, тогда спросить: А что вы знаете об этом человеке)
В: - Вы не знаете, и я незнаю. А мне вот очень хочется узнать, а вам хотелось бы?
Д: - Да.
В: - А во что одет этот человек? Ходят ли в такой одежде люди сейчас?
Д: - Нет.
В: - В какое время мог жить этот человек?
Д: - Давно, много лет тому назад.
В: - Да, скорее так и есть. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. И жили на этой земле наши предки. Кто такие предки?
Д: - Люди, которые жили много, много лет тому назад.
В: - Более тысячи лет том назад основали они свое государство и назвали его - Русь. Жили среди них и богатыри. Кто такие богатыри?
Влад С. : Силён, как вольный ветер!
Могуч, как ураган!
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град!
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
Мари Н. : Богатырь, он вот каков:
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
Русь - родную защищал!
В: - Какими они были?
Д: - Сильными, смелыми, храбрыми, отважными.
В: - Да, это люди - необыкновенной силы и слава об их подвигах дошла и до наших дней. Вот тому пример – этот памятник.
В: - Но как же нам узнать об этом богатыре подробнее?
Д: - В библиотеке, из книг, энциклопедий, посмотреть кино.
В: - Хорошо. А может быть нам отправиться в прошлое -O- Хотелось бы вам там очутится -O- А как это сделать -O- При помощи чего -O-
(Воспитатель ищет глазами что может им помочь переместится в прошлое, дети обращают внимание на часы.)
В: - Ребята, что это?
Д: - Часы.
В: - Как они здесь оказались? А может они «волшебные»? Может быть они помогут нам переместится в прошлое -O- Как они могут нам помочь -O-
Д: - Перевести стрелки.
В: - В какую сторону мы их переведем -O- Если вперед, то куда попадем?
Д: - В будущее.
В: - А если назад?
Д: - В прошлое.
В: - А мы куда хотели с вами попасть?
В: - Куда же мы их будем поворачивать?
Д: - Нужно повернуть стрелки часов назад, потому что оправимся мы в прошлое.
В: - И, правда, молодцы! Так и сделаем!
( Воспитатель вместе с детьми поворачивают стрелки часов назад и приговаривают при этом слова: «Повернём стрелки часов назад,
Чтобы в Русь старинную попасть!»)
(Звучит музыкальное сопровождение, и дети оказываются в прошлом.)
В: - Всякое житьё - бытьё начинается с дома.
А до дома путь не близкий,
Вовсе будет не простой.
Вы, ребята, поспешите,
Не угнаться вам за мной.
Динамическая пауза.
Воспитатель и дети обходят пенёчки, кочки, ёлки, перепрыгивают через ручеёк.
(Садятся на стульчики.)
В: - Ребята! Что это?
(Показывает изображение деревянной избы.)
Д: - Дом.
В: - Из чего построен дом?
Д: - Из дерева, бревен.
В: - Знаете ли вы, как назывался дом, срубленный из бревен?
Д: - Дом, срубленный из бревен, назывался избой.
В: - Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.
Д: - Лавка, стол, посуда, сундук, люлька.
В: - А что занимает большую часть дома?
Д: - Печь.
В: - Да, печь занимала пол избы! Называли её «Печь-матушка». Почему так говорили?
Д: - Она и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит.
В: - На такой печи долго пролежал один наш богатырь земли - Владимирской.
(Воспитатель кратко рассказывает историю о богатыре.)
«Родился этот богатырь в селе Карачарово. Но случилась с ним беда – отнялись у него ноги резвые. "Сидел он сиднем на печи 30 лет и 3 года. Однажды в дом пришли странники и попросили дать им водицы студеной. Он им объяснил, что не может встать, но они его будто не слышали. И смог встать на ноги. И случилось в этот день невозможное. Почувствовал он невиданную силу в себе, богатырскую. Напоследок старцы сказали ему, что должен он отправиться на службу к князю Владимиру.»
В: - А чтоб отправился наш богатырь на службу к князю, что ему необходимо, что ему понадобиться?
Д: - Одежда, доспехи.
В: - Соберем нашего богатыря в путь дороженьку?
Д/игра «Собери богатыря на подвиги ратные»
(На интерактивной доске картинки с одеждой, богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры.)
В: - Что ему в первую очередь понадобиться?
Д: - Одежда.
В: - Конечно одежда. А что ещё ему нужно взять с собой? (Ответы.)
(Воспитатель по желанию детей вызывает к доске, и игра начинается.)
В: -Вот и готов наш богатырь на подвиги ратные, но вот беда. Стоит он у развилки трёх дорог, а по какой пойти не знает. Поможем ему? (Да.)
Игра- ходилка «Помоги богатырю добраться до Киева»
(Воспитатель предлагает игру- ходилку на листах. Дети должны выбрать правильный путь из предложенных трёх дорог. Правильную дорогу обвести потом красным карандашом.)
В: - Добрался наш богатырь до Киева и отправился на службу с другими богатырями Русь защищать.
В: - Знакомы ли вам эти герои?
(Показывает картину М. В. Васнецова «Богатыри»)
Д: - Да! Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
В: - А не кажется ли вам, ребята, что вот этот богатырь на памятнике похож на кого-то из этих богатырей -O- Коренастый, величавый, мужественный, умен в бою. Какому же богатырю поставили этот памятник? Как его зовут? (Илья Муромец.) В каком же городе его установили?
В: - Конечно в городе Муроме, на нашей земле Владимирской.
В: - А теперь и мы станем как богатыри!
Физкультминутка «Богатыри».
За высокими горами, (руки вверх)
За широкими долами, (развести в стороны)
На границе у реки, (плавные движения руками перед собой)
Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (показать кулаки)
Очень зоркие. (приставить ладошки к глазам)
Землю русскую любили, (развести руки в стороны, обнять себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, крикнуть «ура»)
В: - Да… Славна богатырями земля русская. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества. Какие?
Д: - Сильные, ловкие, смелые, выносливые, мужественные, храбрые.
В: - Что ж пора нам возвращаться назад в настоящее, в группу детского сада. Куда повернем стрелки часов?
Д: - Вперед.
( Воспитатель вместе с детьми поворачивает стрелки часов вперед и говорят слова: «Повернём стрелки часов вперёд, ведь группа детского сада нас ждёт!». Звучит музыкальное сопровождение и возвращаются назад в группу.)
В: - Вот и вернулись мы в группу. Понравилось ли вам наше путешествие?
В: - Что вы нового для себя узнали? Хотели бы вы об этом кому-то рассказать?
Д: - Да. Маме, папе, дедушке, бабушке, друзьям…
В: - А как вы считаете, бывают ли в наше время богатыри?
Д: - Да!
В: - А как вы думаете, кого можно сейчас назвать богатырями? Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время войны? Кто охраняет границу? Кто спасает людей из огня? Спортсменов – Олимпийских чемпионов?
Д: - Да!
В: - Ребята, вот такой завет нам оставили богатыри – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, отважными. Любить свою родную землю, свой народ.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
В: - А как вы думаете, как мог бы выглядеть богатырь будущего? Пофантазируем? Смогли бы вы свою фантазию выразить в рисунке?
Д: - Да!
В: - Тогда предлагаю вооружиться всем необходимым для этого.
(Воспитатель предлагает взять детям на выбор то, с помощью чего они будут изображать «Богатыря будущего» краски, карандаши, бумагу, стаканчики с водой, кисти, салфетки.)
Продуктивная деятельность детей «Богатырь будущего». (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», дети рисуют. Воспитатель готовые работы прикрепляет на доску.)
В: - Как здорово, целая выставка получилась!