Жанна Набока
Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к Зиме» в подготовительной к группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Зиме»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей 6-7лет.
Цель: Обобщить и дополнить представления детей о времени года зима.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „В гости к Зиме“ в подготовительной к группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления у детей о диких животных, птицах, взаимосвязи обитателей леса;
-способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от среды их обитания.
Развивающие :
- развивать у детей внимание, память, связную речь, диалогическую речь, любознательность;
-активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к жизни леса, уважительное бережное отношение к природе, понимания необходимости сохранения его целостности.
Предварительная работа:
Целевые наблюдения на прогулке, чтение познавательной и художественной литературы, загадывание загадок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций; использование словесных, дидактических, подвижных, творческих игр; прослушивание музыкальных произведений.
Материалы и оборудование:
Проектор, записи музыкальных произведений; слайды с изображением диких животных, птиц; кроссворд «Зима»; дидактическая игра «Чьи следы?»; декорации леса; магнитная доска;
Методические приемы:
Сюрпризный момент; художественное слово; поэтическое слово; наблюдения; использование загадок, народных примет; показ; объяснения; поисковая деятельность; использование записи муз. произведений, слайдов; двигательная деятельность детей; дидактические игры;
Содержание занятия :
1. Организационный момент:
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости.
Давайте поздороваемся, улыбнемся, гостям и друг другу.
Дети: Здравствуйте, мы рады Вас видеть!
Воспитатель:
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают
Воспитатель: Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она непростая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.
Это же письмо от Зимушки-Зимы.
«Здравствуйте, дети!
Приглашаю в Зимний лес,
Там полным-полно чудес,
И когда в него войдешь
Словно в сказку попадешь.
Но сначала для ребят
Испытанья предстоят».
Воспитатель: Ребята, примем приглашение Зимы, отправимся в Зимний лес?
Дети: Да, отправимся в гости к Зиме.
Прогуляемся по зимнему лесу, полюбуемся русской природой.
Цель работы детей на занятии : принять приглашение Зимы и отправиться в зимний лес.
Воспитатель: Но, чтобы попасть в Зимний лес вы должны выполнить задания Зимы.
Посмотрим, какое первое задание.
Зима хочет узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Ребенок: Читает отрывок из стихотворения «Лесные правила».
«Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!»
Воспитатель: Молодцы, дети! Первое задание Зимы выполнили. А вот второе задание. Зима хочет узнать, умеете ли вы разгадывать кроссворды.
Сейчас посмотрим….
1. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)
2. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (мороз)
3. Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют (рябина)
4. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
Воспитатель: Вот мы и справились с заданиями Зимы.
Теперь нам можно отправляться в гости к Зимушке-зиме.
Я вам предлагаю отправиться на санях, на тройке лошадей.
Звучит песня «Три белых коня» (Дети «тройками» двигаются по залу)
Воспитатель: По дороге зимней, скучной
тройка борзая бежит,
колокольчик однозвучный
утомительно звенит.
Воспитатель: Тр-р-р,мои лошадки.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица:
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Скакуны это лошади, а тройка это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы по порядку
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: А вы знаете, как в старину назывались зимние месяцы и почему?
Дети: Декабрь называли хмурым, потому что он хмурый, бессолнечный месяц, ночи длинные, дни короткие и смеркается рано. По ночам трещит мороз.
Воспитатель: Про второй зимний месяц расскажите, как в народе его называли?
Дети: Январь в народе называли «лютень», потому что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В январе тропинки в лесу белые, лед на реках синий, сугробы высокие, а звезды ночью яркие.
Воспитатель: А кто расскажет про следующий месяц, какой он?
Дети: В старину февраль называют «снеговей», потому что кружатся белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят снежную поземку.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг. Сверкают снежинки, блестит снег. Деревья стоят в снежном наряде.
Вот мы и в зимнем лесу.
Ребенок : Лучик солнечный сверкает, сыплет белый снег кругом.
Лес дремучий отдыхает, все искрится серебром.
Мы тревожить лес не будем, много дела у зимы.
Никого мы не разбудим, не нарушим тишины. (Дети идут по кругу «тройками»)
Воспитатель: Пойдемте дальше.
Вот какой чудесный лес,
Здесь полным - полно чудес
Воспитатель: Чего нет в зимнем лесу?
Дети: Ягод, цветов, нет листьев, грибов, цветов.
Воспитатель: Дети посмотрите, что это под деревом лежит? Да, это снежок, он хочет с вами поиграть. Я буду вам его бросать, а вы будете называть пословицы о зиме.
Дети: Много снега - много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь году начало - зиме серёдка.
Вьюги да метели под февраль полетели и др.
Воспитатель: А теперь назовите приметы.
Дети:- Если зима снежная, то лето будет дождливое.
- Воробьи расчирикались – к морозу;
- Снег глубок – хлеб будет хорош;
- Днем ярко-белые облака на небе, ночью яркие звезды – к морозу;
- Пушистый иней – к хорошей погоде;
- Зима не лето: в шубу одета.
- Снег глубок – хлеб хорош.
- Холодная зима – жаркое лето.
- Дым столбом – к морозу.
Воспитатель: Давайте присядем и отдохнем. А я загадаю вам загадки, послушайте:
«Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь) (слайд Медведь)
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.
-Загадка вторая:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка) (слайд белка)
-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).
-Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть». (Волк) (слайд волк)
-Чем же занимается волк?
Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»? Что означает она?
-А вот другой - зверь лесной:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы…» (Лису) (слайд лиса)
-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей) -Подумайте, за кем отправилась лиса?
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц) (слайд заяц)
-Какие изменения произошли в жизни зайца зимой?
Зимой заяц надевает белую шубку и становится незаметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег
-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
Воспитатель: А давайте с вами превратимся в лесных зверят и поиграем.
Зимним днем лесной тропой
Звери к елке шли гурьбой:
За мамой - медведицей шел (медвежонок,
За мамой - лисицей крался (лисенок,
За мамой - белкой скакали (бельчата,
За мамой - зайчихой - косые (зайчата).
Воспитатель: Я сейчас проверю, сколько зверей шло к елке? Кто шел первым? Кто шел последним? В этом стихотворении какая- то ошибка, кто заметил? Воспитатель: Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому все оставляют следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или животные
.Дидактическая игра «Чьи следы?»
Угадайте, здесь чьи – то следы?
Дети: Птичьи.
Воспитатель: а вот и стайка птичек? Кто узнал их? Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы) Назовите их.
Тихо, дети, не спугните птиц. А вот и кормушка для птиц. Может Зима подкармливает своих птичек?
Воспитатель: Как вы думаете, зимой трудно птицам, как мы можем им помочь?
Стихотворение «Птичья столовая»
(Звучит метель)
Воспитатель: Давайте скорей присядем на бревнышко, переждем непогодушку.
На дворе метет метель.
Кружит снег как карусель.
И покрылось все кругом
Белым снежным полотном.
Намело сугробов горы.
Снежные кругом заторы.
Воспитатель: Как стало холодно, мороз щиплет щеки, нос. А чтобы мы не замерзли,давайте с вами погреемся
Игра «Греемся»
А на улице мороз — Ну-ка все потерли нос… (Трем носы.)
Я мороза не боюсь, (шагаем)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и шагать. (Прыжки, бег на месте и шагаем.)
Воспитатель: Я вижу горку, садитесь на саночки, давайте прокатимся.
Мы на саночки садимся,
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех!
А потом все побежали
И ворота увидали.
Посмотрите, дети, вот они ворота в царство “Зимушки-зимы”. Давайте позвоним в этот ледяной колокольчик (дети звонят). Появляется Зимушка-зима:
-Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрывала,
В лед реки убирала,
На окнах рисовала.
Зима: Здравствуйте, ребята!
Молодцы, что приняли приглашение, выполнили мои задания и побывали в моем чудесном царстве!
Вам понравился мой белоснежный, Зимний лес?
Дети: Понравился.
-Знаю, любите вы зимушку. А за что? (ответы детей). Хороши мои “зимние забавы”. Давайте поиграем в снежки. Разделимся на две команды. У каждой команды будет одинаковый сугроб из снежков, ваша задача за две минуты перебросить как можно больше снежков на сторону соперника, у какой команды меньше будет сугроб, та команда выиграла. (Игра проходит под музыку «Марш снеговиков»). Игра «Снежки»
Зимушка – Зима Дети, я вот все деревья укрыла снегом, а одно не успела, вы мне не поможете?
Воспитатель: Дети, давайте с вами попробуем сотворить волшебство. Возьмите свои снежки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит красивая и ей теперь будет тепло. (Дети снежками укрывают корни деревьев)
Зима: порадовали вы меня, укрыли наше деревце, чтобы оно перезимовало, а весной продолжала нас радовать.
Зима: Молодцы, дети, очень мне понравилось вами, но мне пора в свое царство. (Зима, хвалит детей, благодарит за то, что пришли к ней в гости, дарит детям волшебные снежинки)
Воспитатель: Зимушка-зима, наши дети про тебя песенку знают и хотят тебе спеть (дети поют песню «Зимушка-зима»)
Зима: Молодцы, очень мне понравилась ваша песенка, но мне пора в свое царство.
До свидания, друзья!
В свое царство мне пора.
Вы меня не забывайте
И почаще вспоминайте!
.
Воспитатель: Ну и нам ребята пора в детский сад. (садимся на сани и под музыку «Три белых коня» возвращаемся в детский сад)
До свиданья, добрый лес.
Полный сказок и чудес.
Мы к тебе еще придем
И подарки принесем
Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были и о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети отвечают).