Розина Анастасия Игоревна
Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Е Ю. Протасовой
Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Елены Юрьевны Протасовой
в подготовительной группе
Подготовила воспитатель: Розина Анастасия Игоревна
Тема: «Экологическая проблема леса!», (Взаимосвязи в природе - «Пищевая цепочка»)
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии „Ситуация“ Е Ю, Протасовой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».
Задачи:
1. Создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка»; побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса («Познавательное развитие»)
2. Воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе( «Социально- коммуникативное развитие»).
3. Способствовать развитию умений:
- читать схему;
- составлять модель 3 - х составляющих;
- использования речи для выражения своих суждений («Речевое развитие»)
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация для занятия; видео «Лесная рапсодия»
Раздаточный материал: макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт.
- карточки с изображением животных леса: лось, медведь, лиса, рысь, волк, кабан, заяц, белка
- карточки с изображением растительности;
- стрелки:
Предварительная работа: проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»; знакомство с профессией зоолога; восприятие художественной литературы: В. Танасийчук «Цепочки в лесу»; проведение бесед по теме «О жизни животных»; рассматривание альбома «Животные нашего леса»
жизни животных»
Ход занятия
I этап
Введение в ситуацию. Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера. Формирование и фиксирование детской цели - отправиться на помощь ученому- зоологу.
Воспитатель.
- Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Скажите, как называется город, в котором мы живем?
Дети.
- Наш город называется Рыбинск.
Воспитатель.
- Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Ярославской области. Какие на карте присутствуют цвета? Какого цвета больше?
Дети.
- Больше зеленого цвета.
Воспитатель.
- Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?
Дети.
- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.
Воспитатель.
- Правильно, это леса, луга. Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов?
Дети.
-Да, нужно
Воспитатель
- Почему?
Дети.
- Леса- это дом для животных
Воспитатель.
- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его?
Читает письмо:
- «Ребята, я ученый- зоолог Лазарева Ксения Александровна. Ко мне поступает много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы объедают растения в деревне, в том числе плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную станцию и помочь разобраться с этой проблемой».
Ребята, как вы считаете, сможете ли помочь Ксении Александровне?
Дети
- Да.
Воспитатель
- Для этого нам нужно отправиться в путь…Готовы? Тогда вперед, на самолет.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
II этап.
Актуализация знаний и умений
Воспитатель
- Все, мы приехали. Это передвижная научная станция.
Педагог переодевается в ученого- зоолога.
Воспитатель (в роли ученого- зоолога)
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Александровна, я – ученый- зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события. Гибнет растительность… От этого страдают животные…
(Показ презентации «Экологические проблемы животных леса»)
- Подойдите, пожалуйста, к столу.
- здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. Помогите распределить этих животных по типу питания на группы и соответственно разместите их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных, на красное- хищников, на синее- всеядных животных (в перечне изображений животных нет хищников). Работать предлагаю в парах. Выберите себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте!
Дети распределяются по парам и самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель.
- Вы заметили что-нибудь необычное?
Дети
- На красном поле нет животных, а на зеленом- много зайцев.
Воспитатель
- Что это означает?
Дети
- Это означает, что в этом лесу нет хищников.
Воспитатель
- Правильно. С моими коллегами- зоологами мы так же предположили, что в этом лесу нет хищников, и растительность гибнет из-за большого количества зайцев. Нам предстоит вместе с Вами разобраться в этом вопросе.
Скажите, к каким источникам необходимо обратиться для того, что бы справиться с этой проблемой?
Дети
- Посмотреть информацию в книгах, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно.
Воспитатель
- Правильно. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужна научная информация. Я нашла ее в интернете (информация считывается воспитателем со слайда). В природе существуют последовательные связи, возникающие в экосистеме между хищниками и их жертвами. Ребята, перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки. Скажите, что изображено на них?
Дети
- Трава, животные.
Воспитатель
- Какие именно животные, если делить их по типу питания?
Дети
-Травоядные и хищники.
Воспитатель.
- Правильно. Вот эту пищевую цепочку вам и предстоит выстроить.
Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку.
III этап.
Затруднение в ситуации.
Воспитатель.
- Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?
Дети
- Нет.
Воспитатель
- Как вы думаете, почему?
Дети
- Мы не знаем последовательности. У нас затруднение.
Воспитатель.
- Что вы делаете, когда испытываете затруднение?
Дети
- Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку)
Воспитатель
- Правильно, но сейчас я предлагаю справиться с затруднением нам вместе.
IV этап
«Открытие» нового знания (способа действия)
Воспитатель
- Для начала давайте рассмотрим карточки:
1) сколько составляющих в пищевой цепочке;
2) какой знак помогает понять зависимость от питания?
3) с какой стороны читается цепочка?
Растение травоядное хищник
Дети
- в пищевой цепочке три составляющих;
- зависимость питания обозначена стрелками;
- читается цепочка слева направо.
Воспитатель
- Как вы думаете, какая карточка будет первая?
Дети
- Растения
Воспитатель
- Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому- то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы!
Дети
- Травоядное животное.
Воспитатель
- Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого- то пищей. Подумайте и ответьте для кого?
Дети
- Для хищных животных.
Воспитатель
- Основание пищевых цепочек, их первое звено — это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках — все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки и такие большие звери, как олени и кабаны.
Третье звено — охотники, самые разные. Тут и мелочь вроде жуков — истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь — они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц — они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.
- Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка».
Глядя на эту последовательность, можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет…» Продолжите фразу!
Дети делают вывод: «Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные…»
Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?»
После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.
Воспитатель
- Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные.
Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием,
та и становится победителем.
Воспитатель
- Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку? Приступайте.
(карточки с изображением растений и животных:
• растения - гусеница - птицы
• растения - мышка - сова
• растения - заяц - лиса
• растения-насекомые - ежи
• грибы - белки - куницы
• лесные злаки - лось - медведь
• молодые побеги - лось – медведь)
Дети самостоятельно выполняют задание.
V этап.
Включение нового знания в систему знаний и умений.
Воспитатель
- Теперь у вас получилось выполнить задание. Почему?
Дети
- Да. Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке.
Воспитатель
- Я вместе с учеными зоологами горжусь вами. Вы справились с заданием.
Теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки этого леса. Приступайте.
Дети рассматривают картинки животных лежащие на столе.
Выполняют задание индивидуально.
Воспитатель
- Справились? Уверена, что получилось. Каким правилом вы пользовались, решая экологическую проблему?
Дети
- Правилом существования животного мира- «Пищевая цепочка»
Воспитатель
- Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило?
Дети
- Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно.
Воспитатель
- Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу?
Дети
- Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты.
Воспитатель
- Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить?
Дети
- Вернуть хищников в лес.
Воспитатель
- Правильно, ребята. Что будет когда хищников станет достаточно в лесу?
Дети
- Когда хищники вернуться, восстановиться пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и растительного мира.
Воспитатель
- Спасибо, ребята, что помогли разобраться в экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных.
Просмотр видео.
Воспитатель
- За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам энциклопедия о жизни животных. Вы сможете узнать много нового и интересного.
А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолете.
Самолет.
Руки в стороны- в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет.
VI этап
Осмысление
Воспитатель
- Вам понравилось путешествие, ребята?
- Скажите, где мы с вами были сегодня?
Дети
- Интересное путешествие.
- Мы были на передвижной научной станции.
Воспитатель
- Что вы делали на научной станции? Кому помогали?
Дети
- Мы помогали ученому– зоологу разобраться в экологической проблеме.
Воспитатель
- Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали?
Дети
- Мы можем поделиться с родными, успешно играть в настольные игры…
Воспитатель
- Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!