Оксана Руднева
Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формировать представление о насекомых, продолжать знакомить детей с насекомыми, их отличительными особенностями.
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Насекомые“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Задачи: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, обогащение активного словаря (насекомые, муравей, пчела, бабочка, божья коровка, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие памяти, внимания, счёта, воображения и творческой активности.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание бережного отношения ко всему живому.
Образовательная область: «Физическое развитие».
Задачи: развитие двигательной деятельности, выполнение упражнений направленных на координацию и гибкость, умение согласовывать движения с текстом, развитие равновесия, выполнение таких основных движений как бег, повороты вокруг себя, овладение подвижными играми с правилами.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: становление эстетического отношения и восприятия к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, конкретно изобразительной, музыкальной, развитие мелкой моторики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, беседа с детьми о признаках времён года, рассматривание репродукций картин с изображением весны, показ презентаций, просмотр мультипликаций про насекомых, наблюдения за насекомыми во время прогулок, отгадывание загадок про насекомых, чтение стихов про насекомых.
Подвижные игры: «Бабочки и цветы», «Пчёлы и шмели», «Весёлые насекомые».
Материалы: заготовки силуэтов божьей коровки, пластилин чёрного цвета, вырезанные заранее кружки из бумаги чёрного цвета, клей ПВА, кисточки клеевые, салфетки, клеёнки.
Ход НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - А теперь мы поприветствуем друг друга!
Приветствие
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй вольный ветерок!
Ты – мой друг, и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Скажите, а почему солнышко зимой было грустное, невесёлое, светило мало, а сейчас светит ярко, радует нас?
Дети: - Наступила весна!
Воспитатель: - А какие изменения
природе происходят весной?
Дети:- весной тает снег, птицы возвращаются с тёплых стран, солнце больше греет, становится теплее, набухают почки на деревьях, а из них появляются первые листочки.
Воспитатель: - Правильно ребята! Природа оживает, просыпается от зимней спячки, появляются первые цветы, а вместе с ними просыпаются и первые насекомые.
Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку, на весенний лужок. На этом лугу кто-то спрятался, а чтобы туда попасть и узнать кто это, надо отгадать мои загадки. Дети отгадывают загадки.
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск и мёд
Людям всем она мила,
А зовут её … (Пчела)
Тащит он соломинку,
К маленькому домику,
Всех букашек он сильней, Наш трудяга … (Муравей)
Воспитатель: - Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, пчелу, муравья?
Дети: - Насекомые.
Воспитатель: - Правильно, это насекомые.
Воспитатель: - Насекомые все разные, друг на друга не похожие, но строение тела у них одинаковое. У них есть: голова, на голове усики, глазки, хоботок или ещё его называют носик, брюшко, шесть лапок, у многих есть крылья. Насекомые питаются мошками, мухами, жучками.
Воспитатель: - Ребята, вы такие молодцы, все успешно справились с моим заданием, отгадали все мои загадки. Теперь мы с вами отправимся на наш лужок и там найдём тех насекомых, которые вы угадали. Дети ищут насекомых и показывают, кого нашли.
Воспитатель: - Теперь мы обратно вернём наших маленьких друзей, где они живут, и поиграем в весёлую игру, мы превратимся в озорных пчёлок и полетаем на нашей полянке.
Физминутка «Пчёлки».
Утром пчёлки все проснулись (встают и протирают глазки).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются и потягиваются).
Раз – росой они умылись (умываются).
Два – изящно покружились (кружатся).
Три нагнулись и присели (наклоняются и приседают).
На четыре – полетели (летают и жжужат).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Наши пчёлки так здорово летали, что крылышки у них устали.
Воспитатель: - Ребята, я забыла про ещё одно насекомое, вы мне поможете угадать кто это?
Дети: - Да!
Воспитатель: -
Всех жучков она милей,
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки … (Божья коровка).
Воспитатель: - Дети вы узнали кто это?
Дети: - Это божья коровка!
Воспитатель: - Да конечно, это божья коровка.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая красивая божья коровка, в нарядном платьице красном, но что-то с ней не так. Ребята, наверно художник забыл что-то дорисовать нашей божьей коровке. А что именно?
Дети: - Точки.
Воспитатель: - А где находятся эти самые точки на божьей коровке?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята точки у божьей коровки находятся на крылышках. А как мы это с вами можем исправить?
Дети: - дорисовать божьей коровке точки.
Воспитатель: - Ребята, а как ещё можно изобразить точки на крылышках божьей коровки?
Дети: - слепить, раскрасить, наклеить.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем с вами наклеивать точки и делать точки из пластилина для нашей божьей коровки. Для этого я приготовила для вас кружки зелёного и жёлтого цветов. У кого будут кружки зелёного цвета, тот буде наклеивать кружки, а у кого будут кружки жёлтого цвета, тот будет делать кружки из пластилина.
Воспитатель приглашает детей на места. На столах заранее подготовлены все необходимые материалы.
Вместе с детьми воспитатель уточняет, кто их них будет наклеивать кружочки, а кто будет использовать пластилин в своей работе. Воспитатель наглядно показывает детям на отдельной заготовке, как надо наклеивать кружочки из цветной бумаги и как надо лепить кружочки методом придавливания пластилина. Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель помогает детям индивидуально, если возникают затруднения. Как только дети выполнили задание, раздаётся звон колокольчика.
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы все такие молодцы! Какие красивые, необычные, яркие и разные получились наши насекомые. Давайте рассмотрим их ещё раз. Воспитатель с детьми обсуждают работы детей, чем они отличаются друг от друга, хвалит за старание.
Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Про кого мы сегодня с вами говорили?
Дети: - Про насекомых.
Воспитатель: - Правильно. Где насекомые живут? Чем насекомые похожи друг на друга? Что у них у всех есть? Чем питаются насекомые? Каких цветов бывают насекомые?