Оксана Боровская
Конспект занятия по познавательному развитию «Водный транспорт озера Байкал»
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Водный транспорт озера Байкал»
Цель: продолжать знакомство детей с озером Байкал, его водным транспортом – пароходом.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Водный транспорт озера Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
• Знакомить детей с разновидностями водного транспорта озера Байкал; учить складывать новую базовую форму «конверт»
• Развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края;
• Воспитывать самостоятельность, желание получить качественный результат своего труда.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.
Оборудование:
• географическая карта озера Байкал,
• картинки – карточки «Транспорт»,
• готовая поделка парохода.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашем родном крае. Как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки).
Воспитатель: Чем славиться Сибирь, какими природными достопримечательностями гордятся Сибиряки (река Ангара, тайга, Иркут, Байкал). Правильно! Мы живём в Сибири, а жемчужиной Сибири является озеро Байкал! – это озеро или море? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Байкал — самое глубокое озеро на Земле.
Дети вместе с воспитателем рассматривают глобус Земли и карту Иркутской области. Находят озеро Байкал.
Воспитатель: На что оно похоже по форме? Какое оно по размерам? Почему обозначено голубым цветом? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите, ребята внимание, как много рек впадает в озеро, а вытекает лишь одна, но большая - это река Ангара. Байкал по праву считается одним из самых глубоких, чистых озер не только нашей страны, но всей планеты Земля. Байкал – это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро?
- Как вы думаете, на чём можно передвигаться по Байкалу? (На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке.)
Воспитатель: Да правильно! А сейчас послушайте, пожалуйста, рассказ М. Юрлова, который называется «В синем море»…
(по тексту на доску выставляем карточки с изображением и названиями транспорта)
Как много по рекам, морям и океанам ходит больших и маленьких судов и пароходов! Хочешь узнать о них побольше?
Для начала договоримся, как настоящие морские волки, называть все военные корабли кораблями, а корабли, предназначенные для путешествий и грузовых перевозок, - судами. И ещё неплохо знать, что корабли по морю не плавают, а ходят.
Суда, на которых люди путешествуют в разные страны, города или совершают морские прогулки, называются пассажирскими. Самые удобные и роскошные из них – круизные лайнеры. Это огромные суда длиной до 300 метров со своими ресторанами, магазинами, детскими площадками, бассейнами и кинотеатрами.
Суда, которые перевозят сыпучие грузы – песок, уголь, различные горные породы, - называются балкерами. Они очень устойчивы на воде и сделаны так, чтобы их груз не мог пересыпаться с места на место.
Жидкие вещества помогают перевозить танкеры. Своё название танкеры получили благодаря специальным отсекам внутри корпуса – танкам. В этих отсеках можно перевозить нефть, масло и даже пресную воду.
Но самые отважные и крепкие суда – это ледоколы. Они мужественно пробираются сквозь арктические льды и выручают из беды своих товарищей, попавших в ледовый плен.
Воспитатель: Ребята, с какими видами водного транспорта вы познакомлюсь? (корабли, суда, лайнеры, балкер, танкеры, ледоколы).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто работает на судне? Назовите профессии.
*Капитан – главный человек на судне.
На военном корабле – командир.
*штурман – прокладывает маршрут, указывает направление судна с помощью морской карты, где указаны глубины, течения, рифы, подводные скалы)
*механик – отвечает за все механизмы на судне; в подводной лодке: за двигатели, валы, гребные винты
*боцман – отвечает за всё имущество на судне, такелаж: канаты, цепи, якоря. Организует швартовочные работы – причалили, отчалили от пристани.
*судовой врач
*кок – морской повар
*матросы: мотористы, рулевые, трюмные.
Все профессии важны на судне!
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Байкалу на пароходе, у которого две трубы. Как еще можно назвать такой пароход? Мы сделаем его из бумаги!
Пальчиковая гимнастика «У Байкала»
К Байкалу быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Дети шагают пальчиками по столу, наклоняются, берут в ладошки воду.
Раз, два, три, четыре —
Загибают по одному пальчику на счет на каждой руке.
Вот как славно освежились.
Подносят руки с «водой» к лицу и умываются.
А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно:
Круговые движения ладонями.
Вместе раз — это брасс, Одной, другой — это кроль!
Движения по тексту.
Все как один плывем, как дельфин!
Волнообразные движения руками.
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Идут пальчиками на места.
Последовательность изготовления оригами пароход:
1. Наметьте две диагональные линии в квадрате.
2. Согните к центру квадрата все четыре угла.
3. Получившийся квадрат меньшего размера переверните на другую сторону.
4. Согните к центру квадрата все четыре угла.
5. Еще раз переверните фигурку на другую сторону.
6. Снова согните к центру квадрата внешние углы.
7. Полученную фигурку переверните на другую сторону.
8. Перед вами четыре маленьких квадрата. Верхний и нижний квадраты полностью раскройте, как будто растягиваете рот в улыбке.
9. Согните фигурку пополам.
10. Найдите внутри фигурки два уголка и аккуратно вытяните их наружу.
3. Заключительная часть
- Ребята, о чем мы говорили на занятии? О Байкале.
- Какое это озеро?
- С какими видами водного транспорта вы познакомились?