Анастасия Журба
Конспект занятия по познавательному развитию «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР от 5 до 6 лет
"Мы - исследователи"
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
- закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха,
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мы — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в
окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.
Развивающие :
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать
выводы;
-развивать умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
-воспитывать умение работать в команде
Оборудование и материалы:
Визитка "Ученый-исследователь", коробка для научных материалов, листы и карточки с изображением свойств воздуха, конверт с картинками камешки и стакан с водой (по количеству детей, стакан с водой, камень, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, весы, воздушные шарики, тазик с водой, пустые стаканчики, плакат, семена, земля, горшок для растения.
Ход занятия:
(Звучит колокольчик)
Воспитатель: Приглашаю всех ребят собраться в круг друзей, и поздороваться друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно, если отгадаете, то узнаете тему сегодняшнего нашего занятия.
Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко.
Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет. (воздух)
Дети: Воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это, действительно, воздух. А как Вы догадались, что это воздух?
Дети: ( ответы детей: дышим воздухом, мы его не видим, но иногда чувствуем носом, когда мама пользуется духами, или слышим запах еды, без воздуха мы не сможем жить)
Воспитатель: Ребята, вот как много вы знаете о воздухе. А что бы вы хотели еще узнать о нем?
Дети: ( ответы детей: сделать опыты с воздухом)
Воспитатель: Ребята, тогда сегодня я вам предлагаю продолжить наш разговор о воздухе как настоящие ученые-исследователи. А Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
Дети: ( ответы детей: они ходят в белых халатах, изучают что-то, делаю опыты и открытия).
Воспитатель: Да, ученые- исследователи, люди, работающие в лабораториях, перед ними стоит задача ответить на вопрос, но опытным путем, через эксперимент. Ребята, хотите сегодня побывать в научной лаборатории в роли ученого – исследователя?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы, туда попасть нам нужно закрыть глаза, повернуться три раза и вот. научная лаборатория. Здравствуйте, юные ученые. Я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте наденем нашу специальную одежду: халаты и защитные шапочки
Воспитатель: вручение визиток. А теперь я вам раздам визитки и нам нужно повторить правила поведения в нашей лаборатории. Согласны? (озвучиваем правила вместе) : (выслушать ответы детей и дополнить их).
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: исследовать воздух! С помощью чего мы сможем это сделать. Как, вы думаете?
Дети: ответы детей …
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в лаборатории люди делятся на несколько групп и каждая группа выполняет свою работу. Так делают, что бы в исследовании, каждый выполнял свои обязанности, тогда работа получится слаженной и продуктивной.
Ну что, приступим к нашей работе. Обратите внимание! У нас с вами есть две лаборатории Знайка и Почемучка! (воспитатель показывает на специальные оборудованные места. У каждого стола установлена своя табличка с картинкой).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой вот необычный конверт, который поможет вам выбрать в какую лабораторию пойти. Я предлагаю каждому из вас вытащить из него карточку (дети вытаскивают карточки из конверта). А теперь поднимите свои карточки, покажите, что вы вытащили. Посмотрите, карточки разделены на две группы, каждая группа имеет свою тему исследования : первая группа – изображены камешки, а вторая – стакан с водой. У кого нарисованы камешки проходят в лабораторию Знайка, а у кого стакан в лабораторию Почемучка. Уважаемые коллеги! Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ученые - исследователи, займите свои рабочие места согласно вашим карточкам и приступайте к исследованиям.
Наши исследователи уже стоят возле рабочих мест, я объясняю, как должна пройти работа.
Опыт лаборатория Знайка
Воспитатель: Итак, первая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта (камешки, карандаши, лист бумаги со схемой свойств воздуха). Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять в руки, пощупать, помять, понять какой он на ощупь. Сказать, что это такое, и какие тела, подобные камешку вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это твердое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.
Опыт лаборатория Почемучка
Воспитатель: Вторая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта стакан с водой, карандаши, лист бумаги с изображением свойств воздуха). Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять стакан с водой, посмотреть, понюхать, попробовать, какая она. Что она умеет делать. Сказать, что это такое, и какие жидкости, подобные вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это жидкое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.
Воспитатель: Всем понятно, что нужно делать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступайте к работе.
(дети делают опыты)
Воспитатель: Ребята, заканчиваем свои исследования и сдаем свои листы с заключением. Складываем их в коробку для научных материалов. (воспитатель показывает коробку)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь не тратим время и приступаем к работе дальше.
Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начнем.
Опыт:
Воспитатель: (принести коробку с пакетами). Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей - внутри ничего нет, пусто).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей- он надулся).
Какой стал мешок? (ответы детей -мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
Что появилось в наших мешках (ответы детей - воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим? (ответы детей- нет).
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? ( ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).
Дети: Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: (На столе разложить карточки с изображением к каждому выводу- пустая карточка воздух невидим, изображение ветра, пустой стакан, весы, человек). Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.
Опыт:
Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений). Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (ответы детей- да. Предлагают свои варианты).
Воспитатель: Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей-ветер).
Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет».
(вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (ответы детей - она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.
Почему она плывет? (ответы детей- Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Воспитатель: Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Дети: Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.
Физкультминутка
(дети имитируют движения).
Ветер тихо клен качает
Вправо влево наклоняет
Раз – наклон
И два – наклон
Зашумел листвою клен
(предлагаю сесть)
Воспитатель: Мы с вами взбодрились! Продолжаем дальше наши исследования?
Опыт:
Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).
Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Дети: Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать, может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Предлагаю опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.
Воспитатель: Возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.
Опыт:
Воспитатель: Ребята,а как думаете есть ли у воздуха вес? (ответы детей). Ой, а что это у нас такое (воспитатель показывает на весы? Как думаете для чего они нам нужны? (ответы детей). Давайте проверим и взвесим вот эти шары. На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: Какой шарик тяжелее? (ответы детей- Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. А давайте один шарик надуе
Почему шарик раздулся? (ответы детей - Раздулся потому, что мы туда надули воздух). Давайте еще раз взвесим. Одна чашка немного опускается. Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (ответы детей- тяжелее тот, в котором воздух.
Дети: Делаем вывод - значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес.
Воспитатель: возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.
Опыт:
Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! А теперь давайте подойдем к плакату. Расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Воспитатель: А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно? (ответы детей да). Значит, для чего нам нужен воздух?
Дети: Вывод: без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю, и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами отлично потрудились и проделали много интересных и познавательных опытов.
А сейчас давайте обобщим наше занятие и расскажем, чем же мы занимались сегодня.
Какие опыты мы сегодня провели?
Дети: Мы сегодня провели опыты с камешками, водой, со стаканом, полиэтиленовыми пакетами, с веером и корабликом, воздушным шаром.
Воспитатель: Для чего мы проводили эти опыты?
Дети: Мы проводили эти опыты, чтобы узнать, свойства воздуха.
Воспитатель: (воспитатель просит ребенка принести коробку с научными материалами). Ребята, а теперь давайте рассмотрим наши научные материалы и вспомним к каким выводам мы пришли благодаря проведенным опытам?
Дети: Мы пришли к выводу, что воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный,. Так же воздух имеет вес, но он легче, чем вода; без воздуха мы не сможем дышать. воздух может загрязняться, а это опасно для здоровья.
Воспитатель: А что необходимо делать, что бы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов и деревьев.
Воспитатель: Ребята, сейчас наступила весна, а это отличная пора для посадки деревьев и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем городе станет намного чище.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я рада, что вы усвоили сегодняшнее занятие. Вы были настоящими исследователями, и у вас отлично получилось провести все опыты и на каждом из них сделать выводы. Теперь настало время нам возвращаться в нашу группу. А что для этого нужно сделать? Нам нужно закрыть глаза, повернуться три раза….
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный.
А как сохранить воздух чистым, мы с вами поговорим на следующем занятии.