Екатерина Самосюк
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Самосюк Е. В.
Вид занятия : познавательное развитие (озн. сокруж. миром).
Тема занятия : «Чудо-чудное, диво-дивное».
ЦЕЛЬ: знакомство детей с декоративно – прикладным искусством России.
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Чудо-чудное, диво-дивное“» размещена в разделах
• «Социально-коммуникативное развитие» : воспитывать уважение и бережное отношение к культуре и истории Родины.
• «Познавательное развитие» : закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве; расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров, особенностях росписи.
• «Речевое развитие» : обогащать словарный запас детей по теме занятия; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением.
• «Художественно-эстетическое развитие» : способствовать восприятию муз. произведений.
• «Физическое развитие» : удовлетворять потребность в двигательной активности.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесные, игровые, наглядные, практические.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : дымковские игрушки, матрешки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписная хохломской росписью, предметы расписанные гжельской росписью, ноутбук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа «Декоративно – прикладное искусство».Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!». Прослушивание русских народных песен: «Во поле березка стояла», «Калинка», «По малину в сад пойдем».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети будут, имеет представления о декоративно – прикладном искусстве России, могут называть виды народно – прикладного искусства.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия.
В гости к детям приходит Марья Искусница с сундучком (кукла в кокошнике и сарафане)
Марья: ребята, я шла на ярмарку продавать товар, но случилась беда. По дороге я встретила колдунью, и она меня заколдовала. Теперь я не могу вспомнить, что у меня за товар. Может, вы мне поможете вспомнить?
-Ребята, поможем Марье Искуснице?
- Ребята, подскажите, а что продается на ярмарке? Кого мы можем назвать мастером, умельцем?
- Как вы понимаете такую пословицу: «славится птица перьем, а человек уменьем» (человек славится тем, что умеет делать руками)
- А как вы думаете, откуда вообще пошел народный промысел?
…. В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятия : кто-то выстругивал матрешек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко.
-Ну а сейчас давайте пройдемся по мастерским народных умельцев и поможем вспомнить, что же на ярмарку несла Марья искусница.
-Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
- Ребята, обычно каждый вид декоративно – прикладного искусства получал свое название от села, в котором был придуман. Давайте же посмотрим на работу народных умельцев. (на доске появляется изображение гжельской росписи)
- Ребята, что же это за изделия такие интересные? (гжель) Почему же они так называются? (из деревни Гжель) Чем же эта роспись отличается от других, как вы ее узнали? (используют 2 цвета – синий и белый) Что обычно расписывают этой росписью? (посуду, фарфоровые фигурки) Давайте посмотрим, что на нашем столике есть из гжели?
- Ваня, выбери предмет гжельской росписи.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали,
Что за синие просторы!
И картины, и узоры!
- Марья, у тебя были изделия с гжельской росписью? (Да)
Дети возвращаются на стульчики. На экране появляется изображение дымковской игрушки.
- Ребята, что это? (дымковская игрушка) Почему она так называется? (из села Дымково) Что изображают эти игрушки (людей и животных) Из чего сделаны эти игрушки? (из глины) Какие элементы использовали умельцы в этой росписи? (волнистые линии, геометрические фигуры, горошины)
-Давайте посмотрим, есть ли у нас дымковские игрушки на нашем народном столике. Ксюша нам покажет.
Дети подходят к столу. Ксюша показывает дымковскую игрушку
- В Дымково есть мастера,
Глиной заняты с утра.
Лепят барынь расписных
И зверюшек озорных.
- Марья, у тебя были изделия с дымковской росписью? (Да)
На экране появляется изображения предметов городецкой росписи.
- Ребята, а это у нас какая роспись? (городецкая) Почему она так называется? (из города Городец) Что расписывали городецкой росписью? (изделия из домашнего обихода, предметы быта) Как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера? (образ коня и птицы) А как вы думаете, почему именно этих животных выбрали умельцы?
- Конь считается символом богатства, а птица – символом счастья.
- Давайте подойдем к нашему столику и, Злата, выберет предмет городецкой росписи.
- Едет в город Городец
Покупать товар купец:
Разрисованные прялки,
Люльки, доски и качалки.
- Марья, у тебя были изделия с городецкой росписью? (Да)
На экране изображение воронежской матрешки.
- Это что за куколка? (матрешка) Матрешки тоже делают в разных городах и отличается она росписью. Перед вам матрешка из Воронежа. Ребята посмотрите, какой она необычной формы. Скажите, а почему эта куколка зовется матрешкой?
- Название матрешки происходит от имени Матрена, что означает «матерь», то есть мама.
-А вы знаете, что спрятано в матрешке? (да, другие матрешки) Что же это означает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну?
- Это символизирует плодородие, большую семью. А из чего же сделаны матрешки? (из дерева) Какое дерево брали мастера для матрешки? Почему?
- брали дерево липа, потому, что ее древесина мягкая, хорошо и долго хранится.
- Давайте же пойдем к нашему столику и посмотрим на матрешек. Саша, покажи нам матрешку.
- Поколдую я немножко,
У меня одна матрешка.
На столе она стояла…
А теперь их десять стало.
- Ребята, посмотрите, у нас несколько матрешек, и все они разные. Матрешки – это отражение той местности, откуда они родом, их костюм изображает костюмы женщин, которые принято было носить в этой местности.
- Марья, у тебя были матрешки? (Да)
-Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки (присели, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. (потянулись, руки сомкнули над головой)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
- Ребята, а что за шкатулочка у нас тут? Вы знаете, как называется эта роспись? (палехская)
-В палехе картины не рисуют в рамах,
В Палехе картины на шкатулках прямо,
Русские мотивы о счастливой доле:
Девицы и парни на гулянье, в поле…
- Почему она называется палехской росписью? (зародилась в поселке Палех) Что расписывают палехской росписью? (шкатулки) Что же изображают палехские мастера на своих шкатулках? (сцены из жизни людей – народные гулянья, тройки коней с ездоками, жнецов в поле и тд)
- Шкатулки покрывают черным лаком, а затем расписывают. Какие цвета используют народные умельцы в палехской росписи?
- Марья Искусница, а у тебя были изделия с палехской росписью (Да). Замечательно, значит мы все твои изделия вспомнили? (Нет, у меня были изделия на которых были ягодки, листочки…может у вас еще есть изделия с такой росписью)
- Ребята, давайте посмотрим внимательно, а есть ли у нас изделии с такой росписью, которую Марья Искусница описала? (Да, это хохломская роспись)
-Хохлома, хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чашки, блюдца –
Золотая вся она!
-Что же такое хохлома и почему ее называют золотой? (потому что много желтого цвета) А какие еще цвета используют хохломские мастера? (черный, красный, зеленый) Что расписывают этой росписью? (посуду, мебель)
-Посмотрите, у нас и матрешка есть, расписанная хохломой! Из чего сделаны изделия? (из дерева липы) Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки)
- Правильно, ребята, и это называется растительный орнамент, потому, что он берется из природы.
- Ребята, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и это стало искусство. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки, давайте попробуем на них поиграть! Послушайте, как ложки звучат!
- А давайте мы с ними еще потанцуем! А ну-ка, девочки, берите платочки, давайте устроим танцевальный баттл, а в старину эта игра использовалась в народных гуляниях
Звучит музыка «Барыня». Дети танцуют.
-Спасибо, вам ребята, что могли мне вспомнить, все изделия, которые я несла на ярмарку. Приходите к нам на ярмарку народного творчества!
-Ребята, о чем мы с вами разговаривали?
- Какие росписи вы сегодня узнали?
- Какими узорами раскрашивают Хохлому? А гжель? Дымковскую? Городецкую? Палехскую?
Воспитатель предлагает выбрать капельку: веселую – у кого все получилось, без улыбки – у кого получилось, но было трудно и со слезами – не получилось.