Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима» с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зиме
Задачи:
Формировать представления о зиме, ее признаках; развивать интерес к явлениям, происходящим в природе; закреплять знания детей о зимних природных явлениях; развивать память, речь, воображение, внимание, восприятие. Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Идет волшебница зима“ с дошкольниками» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, а на улице красивая снежная погода.
А как мы можем назвать снег? Какой он? Придумайте красивые слова про снег. Снег какой?
Дети отвечают:
- белый;
-мохнатый;
- серебристый;
- сверкающий;
- холодный;
- пушистый;
- густой;
- красивый;
- чистый;
- невесомый;
- искрящийся
Воспитатель: Молодцы! Хорошие слова вы подобрали, характеризующие снег. Ребята, а вы обратили внимание, какой сегодня замечательный, волшебный, добрый, сказочный день и это все потому что хозяйничает сама красавица Зима.
И в час дневной, и в час ночной
Летят снежинки, кружатся
Они со мной, они с тобой
Мечтают, что подружатся
На солнце блестит и искрится
С метелицей песни поет
Зима – кружевница
Зима – мастерица-
Лесами, полями идет!
Сколько интересного, таинственного, сказочного приготовила для нас зима.
Идет густой, частый, мохнатый снег. Сквозь его пелену интересно наблюдать, как все стремительно изменяется вокруг: под снегом исчезают кусты, на скамейках, крышах вырастают огромные шапки. Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть. Выпадает очень много снега. Снег очень полезен, он укрывает землю, как одеяло и согревает все что на ней растет: трава, кусты, деревья.
Ребята закройте глаза и послушайте, как падает снег. Как это происходит? Посмотрите, как снежинки кружатся, и тихо ложатся на землю.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает ложится!
Снежинка к снежинке и если их много, и падают они долго – это явление называется снегопад.
Давайте поиграем, превратимся в снежинки и покажем, как кружатся снежинки.
Игра «Снежинки»
Снежинка пушистая, снежинка белая – руки в стороны, кружимся.
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится – бег на месте, руки вверх!
Не в высь лазурную – на землю просится- руки на поясе, пружинистые приседания
Но вот кончается дорога дальняя – ходьба на месте, руки опускаем
Земли касается звезда кристальная! – медленно приседаем.
Воспитатель: Еще одно зимнее явление природы – это гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку. Но мы с вами будем обязательно соблюдать правила поведения в зимнее время года и не будем играть без взрослых. Без игр зимой нельзя. Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. И поэтому я предлагаю сейчас поиграть
Проводится игра "Мороз"
Воспитатель, выступая в роли Мороза, говорит: "Мороз хочет заморозить ваши щёчки". Дети закрывают щёки руками. Воспитатель говорит: "Мороз хочет заморозить ваши коленки (грудку, животик, ушки, носик и т. д.)". Дети закрывают руками коленки, затем грудку, животик, ушки, носик и т. д. Кто не успел, того Мороз заморозит (коснётся рукой).
Воспитатель: Ребята, приятно наблюдать за красотой зимней природы, за ее невероятными, потрясающими явлениями, за очарованием русской метели. Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Вот послушайте, как описывал метель писатель Сладков:
Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы, и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути – дороги. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину, толкает, дышать не дает. Круговерть от земли до неба. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно.
Вот такое удивительное явление зимы. А теперь давайте поиграем.
Игра «Метель»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Слышен сильный вой метели:
У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У!
(Показываем, как воет ветер.)
Гнутся сосны, гнутся ели
На ветру, на ветру.
(Качаемся из стороны в сторону.)
Все попрятались от ветра –
Кру-ру-ру! Кру-ру-ру!
(Наклоняемся вперёд.)
Кто в дупло залез на время,
Кто в нору, кто в нору.
(Приседаем.)
Вихри снежные кружатся –
Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!
(Кружимся на месте.)
И сугробы уж ложатся
Поутру, поутру.
(Поднимаем руки вверх.)
Воспитатель: В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях. и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше - сосулька может легко растаять и упасть. Поэтому нужно быть внимательным. Послушайте загадки про сосульку, в которых описаны особенности этого необычного явления природы:
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз…
(Сосулька)
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет…
Изо льда зимой морковка
на карниз уселась ловко.
А когда весна пришла,
вся водою утекла.
(Сосулька)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
Воспитатель: Зимой на окнах мы встречаем потрясающие рисунки. А как вы думаете, откуда на окнах появились снежные узоры?
Дети: Их рисует Мороз!
Воспитатель: Да, ребята, вы совершенно правы! Мороз рисует водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах и превращаются в кристаллики льда. Эти ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Посмотрите, как красивы узоры на наших окнах в блеске солнца, а вечером в густой синеве зимних сумерек – будет еще красивей! А теперь давайте снова поиграем:
Игра «Мы рисуем»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы умеем рисовать.
Рисовали, рисовали.
Наши пальчики устали.
(Растопыриваем пальцы.)
В кулачки мы их сожмём
(Сжимаем кулаки.)
И немножко отдохнём.
(Трясём кистями рук.)
Мы ещё порисовали.
Снова пальчики устали.
(Растопыриваем пальцы.)
В кулачки мы их сожмём
(Сжимаем кулаки.)
И немножко отдохнём.
(Трясём кистями рук.)
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, какие еще изменения произошли в природе с наступлением зимы?
Дети: Солнце светит, но не греет, снег идет, покрывает все вокруг, дни становятся короче, а ночи длиннее, случаются вьюги и метели, дует холодный зимний ветер.
Воспитатель: Да, ребята, все правильно вы сказали. В холодный ясный, зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Это сильный зимний ветер поднимает в воздух снежную пыль, а вдоль дорог над заснеженными полями стелется белая пелена – поземка. Поземка уносит снега с полей в овраги, ямы. Поэтому когда сильный порывистый крутит снег над землей и полностью закрывает даль, нельзя куда -то идти или ехать можно сбиться с пути и замерзнуть. Лучше переждать непогоду дома и поиграть:
Игра-занятие "Вьюга"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Вьюга воет, вьюга злится.
Как же вьюге не сердиться? (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Вьюге холодно самой.
Полетела бы домой. (Машем руками)
Дома бы согрелась,
Поспала, наелась. (Гладим животик)
Но у вьюги дома нет. (Качаем головой)
Вот она и злится.
Шубки с шапкой тоже нет. (Качаем головой)
Ей и не сидится.
Воспитатель: Давайте подумаем по каким еще признакам мы можем определить наступление чудесного зимнего периода?
Дети: Люди стали одеваться тепло.
Воспитатель: Да, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние забавы.
Игра "Собираемся гулять"
Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть тёплые штаны, валенки, шапку, шубку, застегнуть пуговицы на шубке, надеть варежки; когда пришли с прогулки - снять варежки, расстегнуть пуговицы на шубке, снять шапку, валенки, тёплые штаны. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.
Воспитатель: Мы с вами сегодня о многих зимних явлениях узнали. Сейчас хочу поиграть в слова.
Игра «Найдём слова»
Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение).
Зимой с неба падает. (снег).
Речка покрывается. (льдом).
Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую. (шубку, куртку).
На голову дети надевают зимнюю. (шапку).
На ручки дети надевают. (варежки, а на ножки. (сапожки).
Ребята катаются на. (санках, лыжах, коньках).
Воспитатель: Много зимой игр, забав, развлечений. Вы можете назвать игры, забавы, в которые мы играем зимой?
Дети: Лепим снеговика, катаемся на санках, играем в снежки
Воспитатель: Слушайте меня внимательно и выполняйте движения, согласно словам.
Игра «Зимние забавы»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Эй, скучать нам не с руки!
Поиграем-ка в снежки!
(Показываем, как играем в снежки.)
Раз снежок и два снежок.
Далеко кидай, дружок!
(Бросаем снежки.)
Не замёрзнуть чтоб зимой,
Будем прыгать мы с тобой.
(Прыгаем на месте.)
Будем сильно топать
И в ладоши хлопать.
(Топаем и хлопаем.)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо с заданиями справились. На этом наше занятие заканчивается. Я рада, что вы сегодня узнали много нового о зиме и о зимних явлениях. Расскажите дома своим близким о зиме, о зимних играх и поиграйте все вместе.