Людмила Басова
Конспект занятия по познавательному развитию «Хочу быть космонавтом» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 92
Конспект занятия по познавательному развитию «Хочу быть космонавтом» для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Басова Людмила Борисовн3а
Тверь
2023г.
Цель: Обобщить знания детей о космосе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Хочу быть космонавтом“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные: -познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; -расширить представление о современных профессиях; -рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
Развивающие : - развивать связную речь;
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- способствовать формированию любви к родной стране, чувства гордости за успехи нашей Родины в области освоения космоса; -воспитывать уважение к труду космонавтов.
Предварительная работа: беседы о космосе; чтение энциклопедической литературы; разгадывание загадок о космосе; рассматривание иллюстраций космоса, космических аппаратов,планет.
Приоритетные образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности:
Коммуникативная : Ответы на вопросы,ситуативный разговор.
Игровая :Дидактическая игра «Третий лишний» Двигательнаая: Физминутка «Ракета». Музыкально-художественная: Слушание: песни «Знаете, каким он парнем был»(муз. А. Пахмутовой,сл. Н. Добронравова);Ю. Левитан «Сообщение ТАСС о полете Ю. Гагарина»;Ю. Левитан «О ходе полета Ю. Гагарина»; Ю. Левитан «О посадке Ю. Гагарина». Чтение: С. Михалков «Марш юных космонавтов» (отрывок). Материалы и оборудование: ИКТ, презентация «Хочу быть космонавтом».
Ход занятия :
1. Вводная часть (мотивационный момент(4-5 мин.)
Воспитатель:-Ребята! Какой праздник мы будем отмечать 12 апреля? (ответы детей)
Воспитатель: -Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
Воспитатель:- 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Люди давно мечтали долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Марш юных космонавтов». А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении?
К далёким планетам Пути пролегли- По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли.
2. Основная часть(20 мин.)
Воспитатель:- Кто же такие эти отважные люди Земли? (ответы детей) Воспитатель:- А кто такие космонавты и чем они занимаются? (ответы детей).
Воспитатель:- Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Воспитатель:- А что такое космос? (ответы детей)
Воспитатель: - Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. (слайды 3,4) Воспитатель:- Кто первым полетел в космос? (ответы детей) Воспитатель:- Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. (слайд 5)
Воспитатель:- Кого ещё из животных- космонавтов вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:- Сначала в космос полетели две собаки : Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. (слайд 6)
Воспитатель:- Кто стал первым космонавтом? (ответы детей)
Воспитатель:- Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, полетевший в космос. (слайд7) Воспитатель:-Он рос в обычной семье, его папа был плотником, а мама работала на ферме. У Юрия Алексеевича были два брата и сестра.
Во время войны село, где жила семья, захватили немцы. Юрий тогда закончил первый класс. Продолжил учебу он только после освобождения.
Когда Юрию Гагарину исполнилось 15 лет, он поехал в Москву. В столице он поступил в ремесленное училище. Через несколько лет молодой человек переехал в город Саратов, где стал студентом техникума. (слайд 8) Воспитатель:-Вскоре Гагарин попал в аэроклуб, и с тех пор он очень увлекся самолетами и решил стать летчиком. По окончанию учебы его призвали в армию в военное авиационное училище. (слайд 9)
Воспитатель:-После армии будущий космонавт, работал в Мурманской области и получил звание летчика 1-класса. (слайд 10)
Воспитатель:-В 1959 году Гагарин попросил, чтобы его приняли в космонавты, а 12 апреля 1961 года, после долгой подготовки, Юрий Алексеевич на корабле «Восток-1» отправился в первый космический полет. Всего за 108 минут он облетел всю Землю и успешно приземлился в деревне Смеловки Саратовской области. (слайд 11) Воспитатель:-За полет на корабле «Восток-1», Гагарин был удостоен государственных наград. Юрий Алексеевич стал очень популярным и был избран почетным гражданином во многих городах мира. (слайд 12) Воспитатель:-Но случилась трагедия. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич погиб в авиационной катастрофе. Гагарин выполнял тренировочный полет, так вышло, что самолет разбился в районе Владимирской области. Юрия Алексеевича похоронили на Красной Площади. Во многих городах нашей страны установили памятники. как память о первом космонавте. (слайд 13) Воспитатель:- После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике : и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. (слайды 14,15,16,17,18) Воспитатель: -Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах - в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света : из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран.
Воспитатель:-Теперь работы в космосе длятся по 2-3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и самих космонавтов становиться всё больше и больше. И сейчас, в эти минуты, где-то далеко-далеко в космическом пространстве, высоко- высоко над нашими головами космонавты несут свою сложную и трудную вахту.
Физминутка «Ракета»
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель:- Мы с вами имеем представление только о профессии космонавт. Космонавт может быть не только командиром корабля и бортинженером, но и космонавтом – исследователем в области космической биологии, медицины, геологии, выполняющим различные научные программы и исследования в условиях космического полета на орбитальной станции и даже на других планетах.
Воспитатель:-Существует многообразие профессий людей, работающих в космической индустрии : инженер –математик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, плавильщик металлов и сплавов и фрезеровщик.
Воспитатель:-А как называется профессия людей, которые создают космический транспорт (ответы детей) Воспитатель:-Инженеры-конструкторы участвуют в подготовке полета космонавтов в космос. Они проектируют, строят и испытывают самолеты, ракеты и космические корабли. Для того, чтобы построить ракету, сначала нужно разработать чертеж ракеты, а потом уже ее строить. Для разработки чертежа инженеры-конструкторы используют внутренние средства труда человека: интеллект, профессиональные знания и опыт. Также они используют и другие средства: компьютеры, специальное программное обеспечение, которые помогают создавать космический транспорт, и чертежные инструменты: линейку, карандаш, рейсшину. Рейсшина – это специальная чертежная линейка. Затем инженеры - конструкторы вместе с инженерами-строителями строят космический транспорт и испытывают его. Первыми инженерами – конструкторами был спроектирован и осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и космического корабля «Восток-1», на котором полетел первый космонавт Юрий Гагарин. Воспитатель:- А изобрели ракету, ученые конструкторы, под руководством главного конструктора академика С. П. Королева. (слайд 19) Воспитатель:-В наши дни работы у российских космонавтов на орбите много. Космонавты исследуют различные космические тела, они должны уметь работать на специальных установках – космических станциях – и в открытом космосе. (слайд 20) Воспитатель:-Космонавты ведут медицинские и технические наблюдения; изучают поверхность Земли; сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые; сообщают о приближении ураганов, тайфунов, пожаров; уточняют прогноз погоды. В космосе космонавты проводят эксперименты: выращивают на космических станциях грибы, пшеницу и многие другие растительные культуры, чтобы посмотреть, возможно ли вырастить их в космосе. (слайд 21) Воспитатель:-Также космонавты обеспечивают радио и телевизионную связь. Освоение космоса космонавтами дает возможность людям на Земле иметь мобильную связь. Благодаря их исследованиям, люди узнают много интересного о возможностях в космическом пространстве. Вот такая сложная, но в тоже время очень интересная работа у космонавтов.
Дидактическая игра «Третий лишний»
1. Космический корабль, космонавт, солнце.
2. Ракета, спутник, мотоцикл.
3. Солнце, звезды, Африка.
4. Луноход, космическая станция, лодка.
5. Комета, метеорит, глобус.
6. Ю. Гагарин, С. Королев, А. Пушкин.
3. Итог (рефлексия(5 мин.)
Воспитатель:- Ребята, чем вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей) Воспитатель: -Что нового вы узнали? (ответы детей) Воспитатель: -Так кто же такие космонавты? (ответы детей) Воспитатель: -Важна ли профессия космонавта для людей? Почему? (ответы детей) Воспитатель: -А с какой еще профессией, связанной с космосом, вы сегодня познакомились? (ответы детей) Воспитатель:- Правильно, инженер-конструктор. Вспомните, чем занимаются инженеры-конструкторы? (ответы детей) Воспитатель: -Как вы думаете, важна ли эта профессия для людей? (ответы детей) Воспитатель:-Ребята, я надеюсь, что кто-то из вас станет космонавтом, инженером-конструктором. Ведь это такие профессии, которые помогают людям открывать и осваивать новые просторы космоса. Но для этого надо много учиться, тренироваться и работать над собой. Сегодня мы с вами познакомились с очень интересными и нужными профессиями.
Список литературы
1. Вселенная. Калейдоскоп знаний – М. : «Лабиринт Пресс», 2009. - 68 с.
2. Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука – М. : «Детская литература»1990. - 176 с.
3. Леонов А. Выхожу в космос – М. : «Малыш», 1980. - 74 с.
4. Синицын В. Первый космонавт – М. : «Малыш», 1979. - 79 с.
5. интернет-ресурсы:
https://www.chitalnya.ru/work/3394730/ https://sciencepop.ru/12-glavnyh-nashih-dostizheniy-v-kosmose/ https://psiheya-market.ru/stati/nauka-2/chem-zanimayutsya-kosmonavty-v-kosmose https://fishki.net/2578628-zhivotnye-kotorye-letali-v-kosmos.html https://www.syl.ru/article/345049/pervyie-jivotnyie-v-kosmose-istoriya-dostijeniya-i-interesnyie-faktyi https://ria.ru/20100412/219614846.html