Ольга Белоус
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В нашем крае мы живём»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Программные задачи: воспитывать любовь к малой родине, знакомить с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: переселенцы, плодородная, кубанцы, казаками.
Предварительная работа: рассматривание фотографий о казачестве, чтение поговорок и пословиц о казаках, беседы.
Ход:
(звучит песня «Ой, да на Кубани мы живем»)
Воспитатель:
Хороши кубанские просторы,
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы „В нашем крае мы живём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий, Родина моя!
Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живём, где наш дом родной, наша земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь помнить свою родную Кубань.
– Ребята, сегодня мы поговорим о нашем прекрасном Краснодарском крае, который нам так дорог и любим.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Назовите столицу России.
- Как называется наш край?
- Назовите столицу Краснодарского края. :
- Кто населял Кубань в древности? (Ребёнок показывает картинки)
- Почему подарила царица Екатерина II землю казакам?
- Чему обрадовались казаки, увидев Кубань? (Наш край большой и богатый, красивый! Много людей разных национальностей живут в нашем крае. Давно, еще с древности, Кубань заселяли переселенцы с Украины, запорожские казаки, с Дона – донские казаки.
Дети, кто объяснит значение слова «переселенцы»? (Помогаю детям).
- Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
Воспитатель: - Дети, а вы знаете какие – нибудь станицы, находящиеся поблизости? (Староминская, Каневская, Кущевская (помогаю детям).
Воспитатель: Как называли жителей Кубани?
Дети: Кубанцами, казаками, казачками, казачатами.
Воспитатель: Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: А что хорошего дает труд?
Дети: Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А вам нравится наш край?
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи. Послушайте кубанскую песню «Ой, чия ж цэ хатынька…». Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной (музыкальная физминутка).
Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Здесь есть и равнины, и холмы, и даже горы (рассказ сопровождаю показом цветных иллюстраций).
Как называется самая большая река на Кубани? А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Кубанскую землю называют жемчужиной России.
Воспитатель: Краснодар – это главный город Кубани. А как называется самая большая река в нашем крае?
Воспитатель: Какие два моря омывают Краснодарский край? (Азовское и Черное.)
Воспитатель: Кто бывал на этих морях, расскажите, что вы там видели
- Какие города Краснодарского края вы знаете? (Дети называют).
- Дети, из ваших рассказов видно, что многие из вас были в разных городах, купались в наших морях, хорошо отдохнули и увидели много нового. С детских лет человеку близко и дорого место, где он родился.
Физминутка «Кубань родная»
Могучие горы, степные просторы руки над головой, пальцы обеих рук
касаются друг друга, развести руки
в стороны
Приморского берега грань руки вперед, наклон вперед, в стороны
Леса и поляны, сады и лиманы одна рука вверх, затем вниз.
Все это родная Кубань! хлопки в ладоши.
Родные станицы, разливы пшеницы, выполнить пружинку, покружиться
на месте
Плывет за комбайном комбайн волнообразные движения
Огни городские, гудки заводские- шаги в чередовании с прыжками
Все это родная Кубань! хлопки в ладоши
Дары свои щедро открыли нам недра приседания, выставить ногу на
пятку
Морями разлились хлеба. подскоки на месте
Здесь труд величавый сравнился со славой шаг на месте
Все это родная Кубань! хлопки в ладоши.
Веселые песни летят в поднебесье поднять руки вверх
Открытая ввысь глубина помахать руками над головой
И нету красивее края в России прыжки на месте
Чем наша родная Кубань! хлопки в ладоши
В. Подкопаев.
Воспитатель: Ребята, какие пословицы и поговорки о Кубани вы знаете?
Дети: «Как потопаешь-так и полопаешь».
«Труд казака кормит, а лень портит».
«За всякое дело берись смело».
«Ни кует, ни мелет».
«Казак без коня – сирота»
«Нэ сыды сложа руки, та й нэ будэ скукы».
«Сам погибай, а коня выручай».
Воспитатель: На Кубани существует много традиций и одна из них встречать гостей с хлебом и солью
Здравствуйте, гости, жданные,
Званные и желанные!
По обычаям кубанским
Всем гостям поклон мой низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был стол. Стол немыслим без вот такого хлеба – как пищи, символа благополучия. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Какие вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Вы к столу все подойдите и открыточки возьмите.
На них вы посмотрите и о Ленинградской расскажите. (дети рассматривают фотографии достопримечательных мест станицы Ленинградской и рассказывают о них)
Воспитатель: Казаки не только трудились, защищали свою Родину, но и умели весело отдыхать, петь песни.
Игра «Петух» (сон казака).
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку завязывают глаза. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает.
Спать мешает казаку
И кричит «Ку – ка-ре-ку»?
Один из стоящих кричит по-петушиному, старается изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается.
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-му, му-му».
Стоящий в кругу мычит. Изображая корову. Казак угадывает и забирает его в круг. Игра продолжается.
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «Кря-кря-кря».
Действие повторяется. Казак забирает «утку».
Надоело казаку» Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать.
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики». А казак догоняет тех детей, которых он забрал в круг.
Игра «Кривой петух».
Дети стоят по кругу. Один – в центре.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?» (на иголочках)
А как тебе, не колко? (на подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блин пекут.
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой о пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не отрывая глаз.
Кого поймал, должен отгадать.
Говорилки
1) -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2) –Фома, что, из леса идешь?
-Да! Медведя поймал.
-Так веди сюда.
-Да он не идет.
-Так сам иди.
-Да он меня не пускает.
3) Кума!
-Га?
- От у вас собакы зли, семь штук напало — еле пэрэгавкала!
4) –Сынок, сходи за водичкой за ричку!
-Брюхо болыть!
- Сынок иди кашу исты!
-Що ж, раз маты каже- надо идты.
Воспитатель: А не спеть ли нам песни о нашей кубанской земле?
(пение знакомых детям кубанских песен)