Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Чародейка зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Чародейка зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: Еще совсем недавно нашей гостьей была волшебница осень- со своими яркими красками, пестрыми нарядами. И вот пришла она – наша зимушка – зима!
Здравствуй гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям!
Воспитатель: Зима наступает сразу после осени. Ребята, а вы знаете, сколько зимних месяцев и как они называются? Вот послушайте загадки и отгадайте, про какие месяцы говорится.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица-
Белокожа, круглолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром
Что за тройка прилетала?
Дети: Зима и декабрь, январь, февраль
Воспитатель: Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком …
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал …
Дети: Декабрь
Воспитатель: Начинает календарь
Месяц с именем …
Дети: Январь
Воспитатель: Белой вьюги вьется шаль,
Весь в снегу пришел …
Дети: Февраль
Воспитатель: Послушайте, какие признаки характеризуют нашу зимушку. Начало зимы – «первозимье»- отмечается от начала и до конца декабря. Декабрь месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни 21-21 декабря – они называются дни зимнего солнцестояния.
С 23 декабря начинается «кореная зима». Солнце поднимается высоко над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными, вьюжными.
В начале февраля наступает «перелом зимы». Солнце начинает слегка греть. Снег становится тусклым, рыхлым. Февраль самый снежный и метельный месяц.
Ребята, а вы можете вспомнить и назвать приметы и признаки зимы.
Дети называют приметы зимы.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Приметы зимы»
Детям предлагают карточки с сюжетным изображением явлений и объектов природы. Надо выбрать карточки, подходящие зимнему периоду и объяснить свой выбор.
Ребенок: Если ночь морозная
Тихая и звездная
Дым из труб идет столбом-
Значит, ясно будет днем!
Ребенок: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга. Жди метелей.
Ребенок: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз
Ребенок: Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд
И не свищет ветер грозно-
Будет ясно и морозно.
Ребенок: Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом
Ходит прямо подо льдом
И о лед стучит хвостом –
Значит, без сомненья
Ждите потепления!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно вы сделали, все приметы подобрали и все про них рассказали. Как известно, все мы любим зимушку – зиму, за снег, за праздник Новый Год, за зимние забавы и т. д. А теперь предлагаю вам еще поиграть и все зимние слова назвать.
Игра «Зимние слова»
Дети называют слова, относящиеся к зиме, и объясняют их значение.
Зима;
Снег;
Снежинки;
Лед;
Лыжи;
Санки;
Снеговик;
Снегурочка;
Елка;
Вьюга;
Сугроб;
Ветер и т. д;
Воспитатель: И с этим заданием справились. Молодцы. Ой, ребята, посмотрите, ветер сильный подул и все снежинки с места сдул и перемешал. Давайте вместе их соберем.
Игра «Собери снежинку»
Воспитатель: Ребята, какие красивые снежинки у нас получились. Вы просто все большие молодцы.
Воспитатель: Зима – суровое время года для животных и птиц. Чтобы им пережить это трудное время года надо основательно подготовиться. Перед началом холодов перелетные птицы, собрались в стаи и полетели в теплые края. А зимующие птички – синицы, воробьи, дятлы, сороки, вороны – собираются в стаи и слетаются поближе к человеческому жилью. И наша с вами задача, ребята, помочь птичкам в это трудное для них время и покормить их. На кормушки, которые мы развесили на участке, надо насыпать крошки, зернышки, семечки. Они будут прилетать к нам и клевать наше угощение, и это поможет им пережить суровую зиму.
Зверям тоже приходится не сладко зимой. Но они смогли подготовится и пережить зиму. Белочки делают много запасов в дупле: грибов, орехов, шишек. Этих запасов надолго хватит
Медведь летом и осенью жир нагулял и в спячку впал. Спать он будет до весны непробудным сном.
А зайчишка по снежку прыгает, да греется и кору с деревьев ест.
Люди зимы не боятся, а наоборот радуются снегу долгожданному. Особенно рады зиме детвора – на санках катаются, в снежки играют, снеговиков лепят.
Воспитатель: И я предлагаю вам снова поиграть.
Игра «Снегопад»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег – шагают по кругу, медленно приседают
С неба все скользят пушинки - серебристые снежинки – встали, потянулись, показали снежинки
Кружатся над головой- каруселью снеговой – покружились в парах
На проселки, на лужок все снижается снежок – медленно присели
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной – подметаем руками
Вот веселье для ребят - все сильнее снегопад- бег на месте
Все бегут наперегонки, все хотят играть в снежки- имитируем игру в снежки
Словно в белый пуховик нарядился снеговик. – показываем снеговика
Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Игра «Чего не должно быть»
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Испокон веков люди любовались красотой зимней природы, и свои впечатления отображали в разных видах искусства. Предлагаю вам побыть художниками и нарисовать красивые снежинки, которыми мы сможем украсить наш детский сад.
Рефлексия.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?