МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»

Елена Лобанова
Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Расширять и углублять знания дошкольников о быте старины.

2. Учить детей рассказывать о старинных вещах, об их назначении и применении.

3. Продолжать знакомство с обычаями и традициями старинного города Торопца, его фольклором.

4. Воспитывать у дошкольников интерес и любовь к родному городу, желание изучить его прошлое.

Предварительная работа:

1. Экскурсия к Древнему Кремлю и на Красный Вал.

2. Экскурсия в краеведческий музей.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Быт старины“» размещена в разделах

3. Целевые прогулки по улицам Советской, Октябрьской, К. Маркса, Красноармейской с целью ознакомления детей с памятниками архитектуры старинного Торопца.

4. Рассматривание альбома и книг о Торопце, фотографий с изображением старого города.

5. Беседы о старинном городе Торопце, о его быте и традициях.

6. Организация музея "Старинные вещи".

Материал:

1. Экспонаты музея "Старинные вещи" :

а) изделия из глины: 3 кубанка разной величины, кувшин, сметанник;

б) вещи, сплетё нные из лыка: корзинка, сумка, лапти, кусочек лыка; из лозы-лукошко;

в) деревянные вещи: ложки,лопатка,толкушка, сито, решето, рогатка, скалка, солонка, сахарница, рубиха, каталка;

г) утюг на углях;

д) лучина, фонарь со свечкой, керосиновая лампа;

е) прялка и самопрялка, льняная кудель, шерсть овцы.

2. Убранство горницы:

а) стол;

б) вышитые скатерть, салфетки, картина;

в) самовар;

г) печь;

д) ухват;

е) кочерга;

ж) чугунок;

з) берёзовые дрова;

и) шкатулка;

к) лавки

л) половики домотканные ;

м) сундук с сарафанами,рубахами и кокошниками.

3. Стихотворение А. Сарычёва " Сказ о Торопце".

4. Фотография с изображением краеведческого музея.

5. Загадки о самоваре, печи, ухвате и кочерге.

6. Описание праздничного костюма торопчанки.

7. Фотография торопецкого женского головного убора "кика с шишками".

8. Пословицы о феврале.

9. Торопецкая песня "Гуляла княгиня барыня по Торопцу, славному городу".

10. Хоровод "Ах,вы сени, мои сени".

Литература:

1. "Торопец и его окрестности" А. А. Галашевич.

2. "Торопец", составитель Б. С. Лапченко

3. " Торопец:прошлое и настоящее"; сборник очерков, составитель А. Г. Нефёдова.

4. Статьи из газеты "Мой край".

5. Буклет "Торопец".

6. Журнал "Дошкольное воспитание" №5-93г, №1-94г.

7. Журнал "Юный натуралист".

8. Книга "Времена года в русских народных пословицах".

Ход занятия:

Вступительная беседа.

- Дети, как называется город,в котором мы живём?

- Наш город очень древний, скоро ему исполнится 940 лет.

А как он назывался раньше?

- У нашего города было много названий, одно из них-Кривит. Послушайте стихотворение о нашем родном городе.

"Сказ о Торопце". Альберт Сарычёв.

На отрогах Валдая

Возле древних дорог

Милый сердцу Торопец

Рядом с озером лёг.

Он, как старец из сказки,

Очень мудрый, седой,

И церквей старых главки

В синеве над водой.

Был ты воином,город,

На пути у врага.

За тобою-Россия,

За тобою-Москва.

Сколько было пожаров,

Сколько было тревог!

Нашу русскую вольность

Отстоять ты помог!

Зори светлые встали,

Солнце край золотит.

Все истоки России

Наша память хранит.

- Что изображено на этой фотографии?

- Что было раньше в здании музея? (Богоявленская церковь).

- Недавно мы с вами посетили краеведческий музей. Что вы там видели?

- Кто рассказывал вам обо всём этом?

- У нас в группе есть свой маленький музей. Называется он "Старинные вещи". И сегодня мы совершим экскурсию в этот музей, а экскурсоводами будете вы сами.

Экскурсия в музее.

1 витрина: изделия из глины: 3 кубанка разной величины, кувшин, сметанник.

- Как называются эти вещи?

- Из чего они сделаны?

- Где берут глину?

- Что с ней делают дальше?

- Расскажите, как делают глиняную посуду.

- Как называется мастер, изготавливающий эту посуду?

- Боится ли глина огня?

- Что произойдёт, если ударить по кувшинчику?

- Значит какие изделия из глины? (хрупкие).

2 витрина: вещи, сплетённые из лыка-корзинка, сумка, лапти; из лозы-лукошко.

- Из чего сплетено это лукошко? (из лозы).

- А что такое лоза? (ивовые прутья).

- Какое свойство имеют ивовые прутья? (гнуться, но не ломаются).

- Из чего сплетены эти вещи? (из лыка)

- Что такое лыко? Где его брали? (Рассказы детей о том, как раньше заготовляли лыко- "лыко драть")

3 витрина: деревянные вещи-ложки,лопатка,толкушка,сито,решето,скалка,рогатка,солонка,сахарница.

- Из чего сделаны все эти вещи?

- Что это? Для чего? (Рассказы детей о том, как называются вещи, как они применялись в быту)

4 витрина: деревянные рубиха и каталка, металлический утюг.

- Из чего сделаны эти вещи? (из дерева)

- А это что? (утюг)

- Какой он? (металлический)

- Почему деревянные и металлические вещи находятся вместе на витрине?

- Как называются эти вещи?

- Расскажите, как в старые времена гладили рубихой и каталкой.

- Кто может показать?

- Как пользовались утюгом на углях?

5 витрина: лучина, фонарь со свечкой, керосиновая лампа.

- Для чего применялись все эти вещи?

- Как в древности освещали жилище?

- Расскажите, как пользовались лучиной?

- Затем что появилось? (свечи) Как их использовали?

- Давайте рассмотрим фонарь. Кто может рассказать про него?

- А потом появилась. (керосиновая лампа).

- Расскажите, как она применяется.

6 витрина: прялка и самопрялка.

- Что это такое?

- Из чего сделана прялка?

- Кто их делал?

- Как прялка украшена?

- Для чего применялись прялки?

- Что это (льняная кудель)

- Помните, нам показывали в краеведческом музее, как лён мят мелками.

- Кто может показать, как пряли на этой прялке?

- Какие нитки получаются из льняной кудели? (льняные)

- А ещё какие нитки пряли? (шерстяные)

- Из чего?

- Где брали шерсть?

- Зачем нужны были льняные и шерстяные нитки?

- Давайте рассмотрим другую прялку.

- Из чего она сделана?

- Кто делал такие прялки? (мастера)

"Горница".

- Посмотрите, дети, где мы оказались?

- Отгадайте загадку:

"Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит,остепенится -

Пригласит чайку напиться". (Самовар)

-Кто может рассказать, как кипятили воду в таком самоваре?

- А вот ещё загадки?

1. "Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча". (Печь).Зачем она?

2."Кривая собака в печку глядит". (кочерга).

3. "Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает".(ухват) Для чего?

- Что ещё вы видите в горнице? (лавки).

- Давайте сядем на лавки, немножко отдохнём!

- Что это такое стоит в углу?

- Что хранится в сундуке?

- Давайте посмотрим,может там что-нибудь лежит? (В сундуке-сарафаны, кокошники, рубахи-косоворотки.)

- Какую же одежду носили в старину?

- Раньше в моде были сарафаны. Они были разные- из однотонной и цветной ткани, на пуговицах и без них, зимой-на вате.

Послушайте, как выглядел праздничный костюм торопчанки:

"Праздничный костюм торопчанки состоит из парчовой рубахи с украшенными жемчугом оплечьями, сарафана и "сарафанчика", расшитого золотыми нитками. На густом малиновом фоне сарафана ярким пятном выделяются крупные жёлтые цветы, ветки с широкими листьями.

По подолу идёт зигзагообразная золотистая кайма. Торопчанка в народном кокошнике, выполненным из золотых нитей и жемчуга. Костюм дополняют жемчужные серьги и ожерелье из речного жемчуга. Такой нарядный костюм создавался один раз на всю жизнь и передавался из поколения в поколение. "

- Женщины Торопца носили головной убор, который назывался "кика с шишками". Чаще всего на этом кокошнике было 26 шишек, каждая из них была украшена крупной жемчужиной. (показ фотографии)

- Дети, кто из вас помнит, какой сейчас месяц?

- Кто знает русские народные пословицы о феврале?

Пословицы:

1. Февраль зиму замыкает.

2. Февраль сшибает рог зиме.

3. Бури да метели под февраль улетели.

4. В феврале зима с весной встречаются.

5. Февраль - время буйных метелей.

6. Февраль зиму выдувает.

7. Вьюги да метели в феврале налетели.

15 февраля- народный праздник среженье. Верят что в этот день встречаются зима с весной, отсюда и среженские морозы и среженские оттепели. Устраивали в этот день игры. Ребят отправляли с гор кататься,да на добрый рост в снегу валяться.

На этот месяц приходится празднование одного из любимейших народных праздников-масленицы. Чтобы Зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему, и в положенный срок, русский народ издавна устраивали ей пышные весёлые проводы.

Щедро, весело и сытно праздновали масленицу наши предки. С песнями, плясками, с ряжеными и скороходами, с девичьими хороводами и молодецкими играми. И не было в году праздника, равного масленице по размаху и щедрости.

- Кто из вас был на масленице?

- Что вы там видели?

- Что пекут на масленицу?

- Да, главную роль в русской масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.

- В старину в Торопце устраивали посиделки. Что это такое?

- На посиделки в будни приходили женщины с работой: пряли, шили, вышивали, в праздники без неё. На посиделках пели песни и водили хороводы. В песнях рассказывалось о былом величии Торопца, его славном прошлом. Песни были и радостные и грустные, свадебные, урожайные, колыбельные. Вот одна из старинных торопецких песен :

"Гуляла княгиня барыня

По Торопцу, славному городу.

Пригулялась ко воротничкам,

Ко воротам досчатым,

Ко верьем точёным,

К колечкам золочёным.

К домику высокому,

К крылечку кручёному,

К сеням переходчатым. "

- Дети, а мы с вами знаем русский хоровод о сенях.

(дети исполняют хоровод "Ах, вы сени,мои сени".)

Итог занятия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия.

Понравилась ли она вам?

- Что вас заинтересовало?

- Что нового вы узнали?

- Все вы много знаете о старинных вещах,все были хорошими экскурсоводами.

Публикации по теме:

Презентация «Русская народная культура» Данная презентация является наглядным пособием к конспекту НОД "Русская народная культура" для детей старшего дошкольного возраста, предписанного.

Примерный перспективный план работы по теме «Знакомство с родным городом» Цель: Закреплять знания детей о родном городе Архангельске, дать представление о том, что в городе много улиц, учить называть улицу, на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 23:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД