татьяна горшкова
Конспект занятия по познавательному развитию «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятияпо познавательному развитиюв старшей группе по теме «Богатыри земли русской»
Цель:создание условий для активизации познавательной деятельности в процессеисследовательской деяте6льности.
Задачи:
Образовательные:
• актуализировать знания воспитанников о русских богатырях;
• вовлечь детей вэкспериментальную деятельность.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
• развивать умение делать выводы на основе экспериментов;
• развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные:
• заинтересовать детей путешествием, вызвать у них эмоциональныйотклик;
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Словарная работа: доспехи, кольчуга, шлем, наговицы, наручи.
Оборудование:экран, проектор, презентация, сказочная карта, манекен богатыря, на каждого ребенка: карточки для опыта, красная и зеленая тарелочки, емкости с водой, ножницы, простой карандаш, кусочки ткани, бумаги, металлические пластины, деревянные палочки, «ковёр-самолёт», картинки для д/и «Снаряди воина».
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети под музыку (Богатырская) входят в группу.
Мотивация общения (игра-приветствие)-создание положительного эмоционального настроя.
Воспитатель:Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Анатольевна. Сегодня на улице морозно. А у нас тепло, светло и весело. А весело нам от ваших улыбок. Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому улыбнемся друг другу и окружающим.
2. Основная часть.
Мотивация личной заинтересованности (звук видеосвязи)
Воспитатель:Ребята, что это за звук,к нам пришло видеописьмо. Хотите узнать, что в нем?Тогдапосмотрим на экран.
Видео письмо от Любавы:Ребята, а вы любите путешествовать, Я приглашаю вас ….(замедленная запись, рябь на экране)
Воспитатель: Что такое случилось?
Видеописьмоот Тугарина змея: Ха-ха-ха…. Похитил я вашу Любаву. Спрятал её за тремя замками. Ключи от замка находятся у трех богатырей. Чтоб спасиЛюбаву, вам нужно найти дорогу к ним, преодолеть препятствия и добыть ключи. Но это не так-то просто… Ха-ха-ха…. (видео пропадает)
Воспитатель:Ребята, что нам нужно сделать (высказывания детей).
Воспитатель: Ребята, а чтобы нам найти богатырей нам нужно очутиться в сказке, а чтобы нам попасть в сказку, нужно сказать такие слова: «Вокруг себя ты повернись, И в сказке быстро очутись»
Воспитатель: Вот мы и в сказке, мы прибыли к Илье Муромцу.
Илья Муромец (видео) : Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Зачем вы ко мне пожаловали.
Дети: За ключем.
Илья Муромец (видео) : Я отдам вам ключ в том случае, если вы мне объясните, из чего у нас богатырей изготовлены доспехи и орудие и почему.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на богатыря и назовите предметы одежды и оружие богатырей (дети рассматривают богатыря и называют предметы одежды: шлем, кольчуга-металлическая рубаха, наручи -защита для рук, повторите наручи (спросить2-х детей, наговицы-защита для ног, повторим все вместе)спросить 2- детей). А кто знает, как называется одежда богатырей? Одежда богатырей называется - доспехи. Повторить двум детям, повторим все вместе.
Воспитатель: А назовите оружие богатырей? (дети рассматривают богатыря и называют оружие : меч, щит, а это оружие называется- булава, спросить двух детей, повторим все вместе-булава.
Воспитатель: А из чего (какого материала) изготовлены доспехи и оружие богатырей (из металла). Правильно.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, почему у богатырей доспехи и оружие из металла? (Да)
Воспитатель: Для этого нам нужно пройти в лабораторию и провести опыт, но прежде нам нужно надеть головные уборы.
(Дети проходят к столам надевают головные уборы)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила, как правильно вести себя в лаборатории?
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат карточки, в эти карточки мы будем отмечать результаты опытов.
Воспитатель: Что еще вы видите перед собой? (Дерево, ткань, металлическая пластина). Как вы думаете, какой из этих материалов прочнее? (варианты ответов детей)
Я думаю дерево. Как мы можем проверить дерево на прочность (можно поломать). А давайте проверим.
Познавательно-исследовательские действия на сравнение дерева, ткани, и металла.
1. Пробуют поломать деревянную палочку (поломалась, зачеркивают в карточке)
Воспитатель: Как мы можем проверить ткань на прочность (варианты ответов детей) Дети: Разрезать ножницами.
2. Пробуют разрезать ткань – разрезалась (зачеркивают в карточке)
3. Как мы можем проверить металлическую пластину на прочность - не ломается, не режется (металлическую пластину обводим в кружок) Результаты опыта дети заносят в карточки.
Воспитатель: Посмотрите на карточки и скажите, из чего же изготавливали доспехи и оружие богатырей и почему?
ДЕТИ: Вывод: доспехи и оружие богатырей изготавливали из металла, так как он прочнее ткани и дерева.
Воспитатель (обращается к богатырю) :Ответили мы на твой вопрос?
Богатырь : Спасибо, ребята. Теперь я точно знаю, что доспехи и оружие богатырей, изготовленная из металла самая прочная и надежная. Вот вам ключ. (Илья Муромец отдает ключ).
Воспитатель: Ребята, а чтобы нам встретиться с другим богатырем, нам нужно опять сказать волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись, И в сказке быстро очутись»
Появляется Алеша Попович
Алеша Попович: Здравствуйте, ребята. Зачем вы ко мне пожаловали?
Дети: За ключем.
Алеша Попович: Я отдам вам ключ, если вы мне поможете, у меня случилась беда, сломался мост, вот если отремонтируете, тогда я отдам вам ключ.
Воспитатель: А мы можем восстановить этот мост. А для этого нам пригодится подсказка (дети рассматривают подсказку) Ребята, что вы заметили? Правильно, нам нужно доски выложить с числами, начиная с наименьшего 1,2, 3, и так до 10.(Дети выкладывают мост)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Чтобы пройти мост нужно быть внимательными и осторожными (Дети проходят по «мосту»)
Воспитатель: Ребята, мы справились с заданием Алеши Поповича. Послушаем, что он нам на это скажет.
Богатырь : Спасибо, ребята. Вот вам ключ (отдает ключ).
Воспитатель: Ребята, а чтобы нам встретиться с другим богатырем, нам нужно опять сказать волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись, И в сказке быстро очутись»
Добрыня Никитич: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Зачем вы ко мне пожаловали? (за ключем)
Добрыня Никитич: Я отдам вам ключ,если вы снарядите меня для боя с Тугарином змеем, чтоб я смог спасти Любаву.
Воспитатель: Ребята, поможем снарядиться Добрыне для боя?Для этого вам нужно разделиться на две команды, у каждой команды комплекты одежды, вам нужно выбрать только богатырскую и снарядить богатыря (дети работают в группах).
Взаимопроверка, объяснение почему именно эта одежа.
Добрыня Никитич: Спасибо, ребята! Теперь мне не страшен Тугарин змей. Вот вам ключ.
Воспитатель:Ребята, мы собрали все ключи и теперь нам нужно открыть замки и спасти Любавушку (дети подходят к замку к замку)
Проблема – к каждому замку подобрать свой ключ – дети объясняют почему имеено тот или иной ключ)
Аудиозапись Забава благодарит «Спасибо, вам,ребята. Вы смогли меня освободить. За это я хочу вас отблагодарить» (дарит конверт с расскрасками).
Воспитатель:Ребята, нам пора возвращаться в д/сад.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Говорим волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись, И в детском саду быстро очутись»
Рефлексивно – оценочный этап
- Что мы сегодня с вами делали?
- Смогли мы ей помочь?
- Как выдумаете почему?
- Где пригодятся ваши знания, кому вы сможете об этом рассказать.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всем обняться (дети обнимают друг друга по кругу)