Саликова Елена Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Берегите воду» для старшей группы
Конспект ООД экологическое - познавательное для детей
старшей группе на тему:
Уроки Эколят : «Берегите воду»
Цель: Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:[/b]
Образовательные:
- ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;
- учить бережно, относиться к воде и экономить воду
- уточнить знания детей о роли воды в жизни человека.
- вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Берегите воду“ для старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- учить детей при помощи художественного творчества (плакат)
доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей
способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, связную речь, творческие
способности детей, работа в группе;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
- рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера по средством опытов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.
Словарная работа: активизация словаря: озеро, река, ручьи, вкус, стакан, сосуд, запах, бесцветная вода.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе: снегопад, таяние снега, дождь, лужи, роса, туман.
Опыты : «Живая вода»; «Испарение»; «Вода при замерзании расширяется».
Чтение художественной литературы: Марта Гумилевская «Следом за каплей» (рассказы).
Просмотрен: короткометражный фильм «Улыбка природы. Берегите природу и не засоряйте экологию»;
развивающий мультик для детей круговорот воды в природе: «Путешествие капельки».
Материал к занятию: Интерактивная доска, аудио материал, конверты с вопросами, стаканы, формы для воды, сахар, соль, ложечки,
Картинки с изображением реки - отмеченные цифрами для составления информационного плаката, клей, салфетки.
Ход занятия:
Перед занятием дети делятся на 4 команды, и каждой команде раздается медальки на шею, виде капельки, у каждой команды свой цвет (голубой, желтый, красный, зеленый).
Дети прислушайтесь, вы ничего не слышите (капает вода) фоновый звук
Какое то волшебство. Это я к вам спешила, я –КАПЕЛЬКА (воспитатель в воздушном голубом костюме «КАПЕЛЬКИ»)
Что же это такое, что происходит. Что за волшебная музыка. Прислушайтесь ребята
- журчания ручья
- шум дождя
- шум моря
Ответы детей
«Капелька»: Какие вы молодцы ребята в любой из этих мелодий воды есть я, и вы меня узнали. Капелька – маленькая частичка воды.
Включается заставка на интерактивной доске без звука.
Скажите мне:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
«Капелька»: Без чего невозможна жизнь на Земле?
«Капелька»: Почему?
(Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)
«Капелька»: Сегодня мы продолжим разговор о воде.
Послушайте я расскажу вам сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
«Капелька»:Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять.)
«Капелька»: да дети вспомним, что случилось с природой, когда люди перестали заботиться о ней. А ведь наша природа это леса и поля, океаны и озера с реками и ручьями.
(предварительная работа был просмотрен - короткометражный фильм «Улыбка природы. Берегите природу и не засоряйте экологию»)
«Капелька»: Вы молодцы, а давайте проверим, дальше ваши знания поиграем в игру «Что? Где? Когда?»
Предлагается игра
За стол с разложенными вопросами, дети подходят и выбирают конверты. И один ребенок из команды выбирает любой конверт с вопросом. Остальные вопросы вскрывает «Капелька»- и дети отвечают.
Вопросы:
1. Где на планете встречается вода?
2. Для чего человеку нужна вода?
3. Почему чистой воды становится меньше?
4. Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5. Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6. Что значит «экономно расходовать воду»?
«Капелька»: Дети вы правильно все говорите. И я хочу чтобы вы еще ближе познакомились с водой. Теперь мы с вами отправимся в лабораторию, где проведем опыты, и еще больше узнаем о воде.
(Дети делятся на команды, каждая из команд выполняет действия заданные «Капелькой» и затем объясняет результат процесса.
Команды выполняют действия поэтапно, остальные команды наблюдают).
1 команда = Свойства воды
Материалы. Стаканчик прозрачный, блюдце. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. Ребенок в прозрачные сосуды разной формы наливает воду и показывает всем, что вода принимает форму сосудов.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
2 команда = Вкус воды.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Ребенок пробует какого вкуса кипяченая вода. Затем кладет в один стакан соль, другой сахар, размешивает и пробует или дает попробовать детям из своей команды. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
3 команда = Запах воды.
Материалы. Стаканы с водой,пахучий раствор.
Процесс: Ребенок нюхает воду. Затем «Капелька» капает в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
4 команда = Цвет воды.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Капелька»: вот дети выполняя последний опыт вы теперь догадались почему ваши медальки-капельки разного цвета. Воду можно окрасить в любой цвет.
Физминутка: П / игра «Ручейки-озеро».
Ребята строятся друг за другом по командам, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».
«Капелька»: А что надо делать, чтобы другие люди задумались о том, как надо относиться, к воде
Ответы детей:(рассказывать, наблюдать, узнавать.)
«Капелька»: Я вам сегодня рассказала про «Красивое озеро» про то что с ним приключилось. Вот и мы с вами сейчас сделаем один из таких информационных плакатов. В котором мы наглядно будем рассказывать о реке, о ее жизни.
Коллективная работа совместная с воспитателем.
(приготовлен большой плакат и дети подходят со всех сторон и выбирая картинки по номеру, составляют рассказ из картинок.)
Мы составим наглядный рассказ из картинок, каждая картинка будет отмечена цифрой.
Вот мы и составили информационный плакат. Каждый, кто посмотрит, обязательно задумается как себя вести и что надо делать, как относится к окружающей нас природе.
«Капелька»: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой.
(Ответы детей).
«Капелька»:Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей, животных и растений.
Идет заставка читаются стихи
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки!
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги.
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы:
Сберегу, я сберегу вас, сберегу!
Е. Шкловский