Наталья Егорова
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе «Москва Златоглавая. Кремль»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : Воспитатель I категории Егорова Н. Ю. МБДОУ детский сад № 217 «Лесовичок» г. Ульяновск
Цели занятия :
Познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей.
Помочь детям понять и почувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, и построить такой город, как наша великая столица.
Воспитывать уважение к славному историческому прошлому столицы России.
Вызвать интерес к ее памятным местам, а также к жизни предков.
Публикация «Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе „Москва Златоглавая, Кремль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: иллюстрации «Москва сегодня»; материал «Москва Златоглавая»; запись песни О. Газманова «Москва»; иллюстрации «Москва деревянная», «Москва Белокаменная»; стихи о Москве; пословицы и поговорки о Москве.
Основная мысль урока:
Кремль – «сердце Москвы» со времён Московского государства является центром столицы России.
Задачи:
1. Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.
2. Формирование у детей образа Московского Кремля,как уникального комплекса архитектурного и исторического памятника времён Московского государства.
3. Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.
Оборудование:
иллюстрации с видами Кремля, от его древних построек до современности.
Макет Кремля.
учебник «Дошкольникам о Москве и родной стране» Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова.
Словарь:
Активизировать словарный запас: «древоделы», «караульный», «столица», «москвичи», «Златоглавая» и т. д.
Ход занятия:
Под мелодию песни О. Газманова «Москва, звонят колокола!» дети вместе с воспитателем входят в групповое помещение.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
I. Орг. момент.
Воспитатель:
Здравствуйте. Положите ладонь на левую сторону груди.
– Что вы чувствуете? (сердце)
– Как оно бьется?
– Бьется часто, от волнения.
– А для чего нам нужно сердце?
(Сердце – орган человека для перекачки крови, разносящий по организму питательные вещества)
– Может ли человек жить без сердца? (нет)
Москва – сердце России. Кремль – сердце Москвы.
– Как вы думаете, Москва, Кремль выполняют такую же функцию, как и наше сердце? (нет)
– Тогда какой же возникает вопрос?
(Почему Москва – сердце России, а Кремль – сердце Москвы)
Почему Кремль называют сердцем России
«Сегодня мы продолжим интересный разговор о Москве. Я расскажу вам много нового, увлекательного об этом старинном городе, но сначала хочу послушать вас. Что вы знаете о Москве?»
Дети:
– Москва – столица нашей страны.
– Москва – самый главный и самый большой город.
– Москва – очень красивая.
– А еще у нас самый гостеприимный город”.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой стране мы живем, на каком языке говорим. А также объяснить, что означает слово «столица», назвать людей, живущих в Москве. Выслушав ответы детей и их рассуждения, воспитатель продолжает:
Когда-то, давным-давно, русские люди поставили здесь свои первые дома. Сейчас трудно представить, что на месте современных домов и улиц некогда шумели дремучие леса, а вместо площадей были лесные поляны. И вот сюда пришли люди, Посмотрели. Места им понравились, и они решили здесь поселиться.
– А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? почему именно здесь они поселились и построили первые свои дома? (Предложения детей)
– Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи.
А, где можно было найти воду? (Предложения детей)
Да, в реке. В далекие времена в Москва-реке водилось много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, – недалеко от леса. в лесу много дичи, ягод, грибов. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. И земля здесь была хорошая, можно было выращивать пшеницу.
Проезжал однажды эти места князь Юрий Долгорукий невольно залюбовался их дивной красотой. Действительно, красота Москвы-реки была неописуемой. Подумал Юрий Долгорукий, что это очень удобное место для защиты границ Руси: холмы, овраги и реки врагам трудно преодолеть, а для жизни здесь есть все необходимое.
И приказал князь построить здесь крепость-забор из толстых бревен и несколько дозорных башен (т. е. караульных). Изначально стены Кремля были деревянными.
Князь и богатые люди жили в теремах, а простой народ – в избах. Население росло, строились новые дома, места внутри крепости не хватало и люди стали строить дома за крепостными стенами.
А когда нападали враги, жители перебирались в крепость и сражались с неприятелем. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.
– Ребята, а вы знаете, что слово «кремль» в переводе – это крепость внутри города, стена, край, граница.
Но во время нападения врагов его не раз сжигали.
Спустя много лет русский князь Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня.
С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот кремль, конечно же, был прочнее деревянного. (Показ иллюстраций с изображением каменного кремля).
Он простоял 100 лет, это очень много. Но со временем начал разрушаться.
Но не только огонь приносил беды москвичам. Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и грабили, мучили русских людей монголы-татары, которые еще и в плен их уводили.
Казалось все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась. Выстояла великая Русь!
Москва уже стала большим городом. Великий князь Иван III решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только мощной крепостью, но еще и самым красивым городом в России. В те времена самые лучшие в мире мастера-строители жили в Италии. Вот оттуда и пригласил Иван III мастеров.
Начали они строить тот самый Кремль, который мы с вами видим на Красной площади. Строили его более 10-ти лет. Итальянским мастерам помогали русские. И стоит этот Кремль-красавец до сих пор.
Выстояла Москва, и стала только краше и сильнее прежней.
Как вы думаете, почему он сохранился? (Предположения детей).
С большой любовью строили люди Московский Кремль, очень старались. Уже давным-давно никого нет в живых, а мы до сих пор помним о них. Вот какой древний город Москва!
Это очень красивый город. Все, кто в нем жил, любил его. Поэты писали о нем стихи, композиторы посвящали музыку, художники рисовали. (Показывать репродукции картин с изображением столицы).
Дети читают стихи о Москве.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
(Ф. Глинка)
Физкультминутка
Воспитатель:
Вот так – от деревянной до кирпичной менялась наша столица. Дозорные стрельцы несли свою службу. Вместе со стенами поднялись и новые каменные башни. Теперь мы с вами знаем, как нелегко жилось москвичам, как защищали они свой город и много-много раз восстанавливали, поднимали его из пепла, не жалея своих сил и даже жизней. Почему они делали это, как вы думаете?
После рассуждений детей воспитатель продолжает:
Они любили свою землю, свой город, людей, с которыми жили и это придавало им сил создавать город, который и сегодня необыкновенно красив.
Итог занятия.
Что узнали о Москве? О Кремле?
Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?