Инга Петрушева
Конспект занятия по познавательной деятельности «Живые обитатели Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Подготовила: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга Анатольевна
Тема занятия : «Живые обитатели Байкала»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Обучающие: дать представления детям о рачке эпишура, познакомить с пищевой цепочкой обитателей Байкала; формировать представление детей о взаимосвязи водных обитателей и вредоносном воздействии человека на озеро Байкал.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Живые обитатели Байкала“» размещена в разделах
-Развивающие: развивать познавательный интерес, память, логическое мышление.
-Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за природные ресурсы родного края, желание стать активным защитником всего живого.
Материалы и оборудование: письмо, дидактическая игра «Этажи Байкала», тематические иллюстрации к беседе, презентация «Обитатели Байкала», набор картинок «пищевая цепочка» (по количеству детей); музыкальное сопровождение для релаксации.
Предварительная работа: беседа о природе родного края, озере Байкал и его обитателях (омуль, голомянка, нерпа); чтение рассказа Н. И. Козлова «Рыбы Байкала», рассматривание картин «Байкальские рыбаки», «Пристань», «Байкальский утес», создание тематических альбомов «Рыбы Байкала», «Удивительная нерпа», создание коллажа «Этажи Байкала».
Этапы.
1. Введение в ситуацию Воспитатель вносит конверт
-Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого? – Это наш знакомый друг «Сибирячек» отправил письмо. Хотите узнать, о чем он пишет?
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любознательные, играете, читаете разные книги и конечно друг другу помогаете. Я путешествую по родному краю, бываю в разных местах и вижу, что, люди кидают в озеро бытовые отходы, мусор, катера проливают топливо, которое загрязняет воду. Рыбаки вылавливают слишком много рыбы. Их становится все меньше и меньше. А еще в Байкале обитает уникальный житель рачок. Называются он эпишура. Он может жить только в чистой воде. Я прошу вас узнать: если эпишура погибнет, как это скажется на жизни других обитателей? Я надеюсь, что вы расскажите об этой беде всем людям и объясните им необходимость сохранения чистой байкальской воды. Ваш друг «Сибирячек».
-Ну что, ребята, вы согласны помочь «Сибирячку»?
2. Актуализация знаний и умений -Ребята, как переводится озеро Байкал?
-Чем богато озеро? – Каких обитателей Байкала вы знаете?
Д/игра «Этажи Байкала»
Чем они питаются? Кто из обитателей питается рыбой? Почему рыбы не могут жить без воды? Что может произойти с обитателями, если вода будет загрязнена? Как вы думаете, что то изменится в жизни обитателей Байкала, если погибнет рачок эпишура?
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель предлагает обосновать свою позицию, используя картинки «пищевая цепочка».
-Смогли вы доказать свою позицию? Почему не смогли? Хотите узнать, как выстроена «пищевая цепочка» обитателей Байкала, и кто в нее входит?
Но для начала, я предлагаю вам отправится на берег нашего чудного озера и ощутить его дыхание.
Релаксация «На байкальском берегу»
Светит яркое солнце, дует легкий, теплый ветерок. Озеро тихое, спокойное, слышен лишь крик чаек, да плеск волн.
Вдруг солнце спряталось за тучи. Прилетел холодный Байкальский ветер, со своей силой. Грозен стал Байкал. Ветер все сильнее и сильнее, волны все выше, одна накатывает на другую.
И вот опять солнышко выглянуло из-за туч. Ветер все спокойней, волны все меньше…Бежит совсем неслышно хрустально чистая волна.
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
водоросли
Распластались по волне, притаились на земле,
Прилепились на скале, на прибрежном валуне.
У растений свой секрет: корня, стебля, листьев нет.
Любят влагу, яркий свет, с глубиной меняют цвет,
С древних пор в воде росли, Что это (Водоросли)
Водоросли – это древнейшие организмы. На дне озера много разновидностей водорослей и они живут только в чистой воде. Что произойдет с ними, если вода загрязнена?
рачок-эпишура
-Рачок очень маленький, его длина всего полтора миллиметра. Форма тела обтекаемая, с очень подвижным брюшком, которое служит при движении рулем. Он является настоящим фильтратором байкальской воды. Эпишура байкальская является эндемиком- это означает, что он обитает только в нашем озере Байкал. Рачок питается байкальскими водорослями.
голомянка, омуль
Что за рыбка – невеличка, меньше вашей рукавички.
Бледно – розова, нежна – студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает, рыбьем жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка? Это рыбка… (Голомянка)
- Узнаете эту рыбку? Это омуль-серебристое богатство озера Байкал. Как вы думаете, почему его так называют?
-Эти рыбы питаются эпишурой.
нерпа
В снежном логове родятся. Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезет – лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте – ка сами!
-Главное лакомство нерпы- это голомянка и омуль.
Посмотрите, как выглядит пищевая цепочка обитателей Байкала.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенком
Педагог предлагает детям самостоятельно, используя раздаточный материал, выложить пищевую цепочку.
- Если из этой цепочки убрать одно звено, то к чему это может привести
6. Осмысление.
- Ребята, что необходимо сделать людям, чтобы этого не произошло?
- Теперь вы сможете рассказать Сибирячку о том, что произойдет если исчезнет эпишура? С помощью каких средств мы можем рассказать людям о необходимости сохранения чистоты Байкала? О чем вы бы хотели рассказать сегодня своим родителям? Что вам запомнилось больше всего? Какие затруднения в процессе занятия вы испытывали? О чем вы бы еще хотели узнать?