наталья бобылева
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательной деятельности
в старшей группе МБДОУ №3 мкр. Сокольники
на тему «Тула - город мастеров»
воспитатель – Бобылева Н. В.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Тула — город мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Систематизировать знания детей о тульских промыслах: оружейном, гармонном, игрушечном, пряничном, самоварном. Продолжать формировать представления о людях труда нашего города. Упражнять в классификации видов оружия, выпускаемых ТОЗ. Закреплять представления о современном производстве оружейного завода, самоварного завода «Штамп», гармонной фабрики «Мелодия», фабрик «Ясная Поляна» и «Лакомка», тульской (Филимоновской) росписи.
2. Развивающие задачи:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции сравнения и сопоставления, классификации и способности к обобщению; развивать связную монологическую и диалогическую речь детей.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к людям труда, интерес к родному городу и гордость за его историю Словарная работа:
Самовар; оружие военное, спортивное, охотничье; пряники;
филимоновская игрушка, барыня; гармонь, экспонаты.
Материалы и оборудование:
У воспитателя У каждого ребенка
Герб Тулы;
Флаг Тулы;
Филимоновские игрушки 5-6 видов;
Иллюстрации с изображением тульского оружия;
Картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена;
Тульская гармонь;
Пряничные доски, образцы тульских пряников;
Электрический самовар, стенд с фотографиями
жаровых самоваров разных видов;
Большой силуэт филимоновской игрушки - барыни
(петушка);
3 разрезные картинки с изображениями самоваров;
Аудиозапись со звучанием различных народных
инструментов, в том числе гармони, магнитофон;
2 набора продуктов в тарелочках: 1 - мука, соль, сахар,
горох, перловая крупа, повидло; 2 - мука, сахар, мед,
гречневая крупа, просо. Филимоновская
игрушка -
свистулька;
3 карточки с
изображением
боевого,
охотничьего,
спортивного
оружия на
индивидуальном
подносе.
В музыкальном зале оформляются 6 столов - «экспозиций» : с гербом и флагом Тулы, тульским оружием, гармонями, Филимоновской игрушкой, тульскими пряниками, самоварами; на мольберте размещаются картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена, на столик - индивидуальные подносы с картинками, изображающими разные виды оружия; на 2 отдельных стола выставляются наборы продуктов.
Ход занятия:
- Дети, сегодня я приглашаю вас в музей. Вспомните, как надо вести себя в музее: правильно, отвечать тихо на вопросы, не перебивая друг друга, не шуметь, не мешать другим детям рассматривать экспонаты и не трогать их руками. Стройтесь в пары и проходите в наш музей (перевожу детей в музыкальный зал).
- Дети, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? Правильно, в России. А как называется наш город (показываю на герб и флаг Тулы? Мы живем в Туле, это герб и флаг нашего города. А вот такие костюмы носили наши предки - туляки в прошлом.
- Теперь пройдемте дальше и посмотрим, какими промыслами славилась и славится Тула.
- Дети, назовите улицы, которые есть в нашем городе. Правильно, есть улицы Арсенальная, Дульная, Ствольная, Замочная, Оружейная. А как вы думаете, почему улицу города назвали Оружейной? Правильно, потому что там жили оружейники. Что они изготавливают? Правильно, оружие.
- Дети, оружие бывает разным. Есть боевое, охотничье, спортивное оружие, посмотрите, оно есть на иллюстрациях в нашем музее. Как вы думаете, для чего предназначено боевое оружие? А где используют охотничье оружие? Для чего нужно спортивное оружие?
- А вы сможете отличить, кому какое оружие необходимо? Подойдите к столу и возьмите с подноса картинки с изображением оружия. Дима, скажи, какие виды оружия есть на твоих картинках? А у тебя, Даша?
- Подойду к мольберту и выставлю картинки с изображениями военного, спортсмена и охотника: ребята, а теперь положите оружие тому, кому оно нужно для работы (по ходу действий детей уточняю, почему они кладут картинку к той или иной карточке).
- Да, профессионалы теперь правильно вооружены, а вы справились с заданием и можете пройти в нашем музее к следующей экспозиции.
- Туляки умели и отдыхать, и веселиться. Тула - родина первой русской гармони. Изготовил ее мастер Белобородов. А на какой фабрике делают современные тульские гармони? Правильно, на гармонной фабрике «Мелодия».
- А узнаете ли вы голос тульской гармони? Слушайте внимательно игру музыкальных инструментов, а когда услышите голос гармони - хлопните в ладоши (включу аудиозапись соло музыкальных инструментов). Молодцы, вы правильно определили звучание тульской гармони. А теперь я предлагаю вам пройти в следующий зал.
- Ребята, скажите, как называются знаменитые на весь мир тульские игрушки? Правильно, филимоновскими. Почему же их так называют? Да, их придумали в деревне Филимоново. Как мастера делают эти игрушки? Лепят из глины игрушки вытянутых, плавных форм - барышень, козликов, олешек, обжигают в специальной печи и расписывают яркими узорами. А какие элементы филимоновской росписи вы знаете? Какие цвета используют художники для росписи филимоновских игрушек?
- В настоящее время эти игрушки мы используем для украшения интерьера дома или в детском саду. А как ими пользовались туляки много лет назад? Да, ими играли дети из небогатых семей.
- А что еще отличает филимоновскую игрушку от других народных игрушек? Правильно, эти игрушки - свистульки (внесу поднос с филимоновскими игрушками). Дети, возьмите каждый по игрушке и послушайте их голоса. Вот как по-разному переливчато звучат тульские игрушки - свистульки.
- А сейчас я предлагаю вам самим побыть филимоновскими мастерами (выкладываю на пол крупный силуэт филимоновской игрушки, на стол ставлю поднос с вырезанными из бумаги элементами филимоновской росписи) : возьмите каждый по несколько элементов росписи и украсьте ими фигуру барыни. (По ходу работы координирую действия детей). Вот какие замечательные мастера - яркая, красивая получилась филимоновская игрушка! А теперь пройдемте дальше по нашему музею.
- Дети, а чем еще знаменит наш город? Посмотрите, какие длинные, вкусные пряники тульские! Их выпекли тульские умельцы; сколько терпения, умения, трудолюбия надо приложить, чтобы испечь их. Покупая пряник, вспомните о людях, которые делают такую красоту. Это они делают пряник вкусным, сохраняют индивидуальность пряника, придуманную мастером пряничных досок.
- А вы знаете, на каких фабриках сейчас выпекают тульские пряники? Правильно, на фабриках «Ясная Поляна», «Лакомка».
- Дети, какие продукты необходимы, чтобы испечь пряник? Да, это мука, яйца, сахар, масло, мед, повидло, соль.
- А сейчас я предлагаю вам побыть пряничными мастерами. Юля и Саша, подойдите к столам, посмотрите на продукты, которые на них стоят, и оставьте только те, из которых можно выпечь пряник. А мы с вами, ребята, посмотрим, правильно ли действуют наши мастера.
- Юля, почему ты убираешь в сторону горох и перловую крупу? Правильно, они не используются для приготовления пряников. Саша, почему ты оставил на столе только муку, сахар и мед? правильно, из твоего набора только эти продукты нужны для выпечки пряников.
- Ну что, ребята, справились с работой наши мастера? Значит, мы можем переходить в следующий зал.
- Знамениты наши мастера на весь мир самоварами. Самовар для Тулы гордость особая. На всех ярмарках, выставках тульские самовары получали призы и награды. Посмотрите, сколько самоваров придумали тульские мастера (покажу на стенд с фотографиями самоваров) : самовар -ваза, самовар - груша, самовар - дуля, самовар - сбитенник. С помощью чего раньше грели воду в самоваре? Правильно, дров - щепок, горячих углей. А как называются современные самовары? Правильно, электрические. Почему у них такое название? Да, потому что они греют воду при помощи электрического тока.
- А вы знаете, где в наше время выпускают самовары? Правильно, на заводе «Штамп».
- А вы хотите попробовать себя в качестве самоварных дел мастера? (Разделю детей на три подгруппы) : каждому самоварному цеху я даю разрезную картинку с изображением самовара. Надо собрать его правильно и быстро, помогать друг другу во время работы. Начинайте!
- Все работники справились с заданием, собрали правильно самовары.
- Наша экскурсия подходит к концу. Дети, давайте вспомним, чем же знамениты наши тульские умельцы? Да, это гармонное, пряничное, оружейное, самоварное производство, изготовление игрушек; их делали наши предки, много необходимых профессий и сейчас осваивают наши земляки. Когда вы вырастете, сами станете достойными продолжателями дел славных тульских умельцев - мастеров.
- Наша экскурсия окончена, строимся в пары и возвращаемся в группу.