Кристина Лебедева
Конспект занятия по познавательной деятельности «Скоро зима» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности.
Тема: «Скоро зима» (средняя группа)
Воспитатель Дроздова Кристина Андреевна
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Скоро зима“ (средняя группа)» размещена в разделах
Педагогическая цель: Дать детям представление о жизни диких животных зимой; формировать интерес к окружающей природе; воспитывать заботливое отношение к животным. Формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Виды деятельности : игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации : фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.
Ход занятия.
Круг радости «Лучики добра»
-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Давайте встанем в «круг радости». Возьмемся за руки и вместе дружно скажем:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.
- Скажите ребята, какое сейчас время года? (Осень)
-А какое время года сменит осень? (Зима)
- Правильно, а кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года.
Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:
Раз, два, три повернись,
На лесной опушке окажись.
(Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.)
- В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.
Дидактическое упражнение «Кто какой?»
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.
Злой, как… волк
Трусливый, как… заяц
Косолапый, как…. медведь
Хитрая, как… лиса
Зубастый, как…. волк
Прыгучая, как…. белка
Колючий, как…. еж
Неуклюжий, как…. медведь
Рыжая, как…. лиса
- Ну вот ребята мы с вами оказались в зимнем лесу и кого же мы сможем встретить в зимнем лесу?
Отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Показ картинки белка.
-Кто это, ребята? (Белка.) Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Белка живет в дупле. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме.
-А как она готовится к зиме?
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
-Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.
-Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
-Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы. А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
-Ой, что это за следы такие необыкновенные (показать заячьи следы)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
-Кто это, ребята? (Заяц.) Молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка, он грызет кору деревьев зимой. Заяц осенью линяет, у него вырастает теплая шерстка.
-Почему? Чтобы зимой ему было не холодно.
А еще шерстка зайки становится другого цвета, какого (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Встаем возле стульчиков. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.
Пальчиковая игра «Зайчики».
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)
Носик на опушке (трем носик)
Отморозил хвостик (трем копчик)
И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)
Там тепло и тихо (разводят руки)
Волка нет (грозят пальцем)
И дают морковку на обед (гладят живот)
-У зайца много врагов в лесу.
Отгадайте загадки:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса.)
-Отгадали? Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы.
-А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник, питается мышами.
Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Музыкально-ритмическая игра «Мы в лесу гуляли» (муз. Е. Железновой)
Ой, ребята, это кого мы только что спугнули? (волка)
-Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Волк тоже хищник. Зимой охотится на других животных и крупных лесных птиц.
- Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь?
Отгадайте загадки:
Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок
Но не сделать ни стежка-
Все иголки без ушка! (еж)
- Ребята посмотрите что у меня есть:
Массаж рук «Колючий шарик»
Мы нашли колючий шарик
Нам его не удержать
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)
Прыгнул шарик на дорожку-
Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).
- Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте загадку и узнаете.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
- Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши».
-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.
Белка - …. бельчонок, бельчата.
Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)
Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)
Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)
Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)
Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)
- Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз:
- Давайте произнесё м волшебные слова:
Раз, два, три, повернись
В детском саду окажись.
Ну вот мы опять в саду
Итог занятия : (В КРУГУ)
Какие молодцы ребята и отгадали загадки и поиграли.
Где мы сегодня побывали? Вам понравилось в лесу? Про каких животных мы говорили?
В какие игры играли?
-Молодцы ребята! За ваше активное участие я вам дарю вот такие медальки
«За любовь к животным»