Оксана Файласова
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы
Ф. И. О. аттестуемого: Файласова Оксана Владимировна
Должность воспитатель
Дата проведения занятия 14.12.2016 год
Тема занятия : «Путешествие в Антарктиду»
Цель: Создать условия для развития у детей познавательных действий и представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства.
2. Уточнить представления детей о свойствах льда (не тонет, большая часть льда находится под водой.
3. Уточнить знания детей о животных Антарктиды, их среде обитания и выживания в суровых условиях.
4. Закрепить знания о геометрических фигурах.
5. Закрепить знания детей о профессиях людей и зданиях.
Развивающие:
Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Закреплять навыки говорить полным предложением. Обогащать словарь детей словами: айсберг, ледник, материк, океан, Антарктида, поморник, морской леопард, касатка и т. д
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; активность и самостоятельность на занятии; формировать доброжелательное отношение друг к другу; умение договариваться, находить общее решение; умение работать в команде.
Средства технические: Глобус; флажки; презентация по теме «Антарктида»; картинки об Антарктиде; картинки разных животных из жарких и холодных стран; картинки разных профессий и зданий
- емкость с водой (аквариум, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»; геометрические фигуры, разрезанные на три части: круг, квадрат, треугольник
Технология: проектная деятельность
Предварительная работа: реализация плана мероприятий проекта «Антарктида» : рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты; чтение книг об Антарктиде; игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото»; аппликация на тему «Пингвины»; рисование на тему «Антарктида»; лепка на тему «Пингвины».
Ход занятия:
Педагог заходит в группу с глобусом и привлекает внимание детей:
- Ребята, посмотрите, что я принесла?
Дети: Глобус
- Я предлагаю вам его рассмотреть. Кто хочет, присоединяйтесь.
Воспитатель вместе с детьми, располагается на ковре.
- Посмотрите, одно из мест на глобусе отмечено красным флажком. Кто знает, что это за место? Я вам подскажу, это отмечен материк.
Если дети затрудняются дать правильный ответ, то воспитатель сообщает им сам: - Ребята, этот материк называется Антарктида. Давайте вместе скажем, как называется этот материк.
- Хотите больше узнать об этом материке?
- С помощью чего, мы можем узнать необходимую нам информацию, не выходя из группы? (прочитать в книге, спросить у воспитателя)
- Сегодня я предлагаю отправиться в экспедицию к берегам Антарктиды.
Определения маршрута.
- Прежде чем куда-то отправиться, нужно наметить маршрут. Сначала найдем на глобусе место, где мы живем, - это пункт отправления. Покажите на глобусе место, где расположен наш край? (предварительная беседа «Где на глобусе находится Сибирь, привязка к оз. Байкал)
Дети показывают на глобусе место, где живут.
- Поставим на это место флажок – Это пункт отправления. Второй флажок стоит на материке Антарктида – это пункт прибытия. Оставшимися флажками проложим путь маршрута от пункта отправления до пункта прибытия.
- что может встретиться нам на пути?
(Монголия, Китай, Тихий океан и Антарктида)
Выбор средства передвижения.
- Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до Антарктиды?
Дети: предлагают варианты ответа: на машине, на автобусе, поезде, самолете, пароходе. Обсуждение всех вариантов ответов детей – будет ли удобно и быстро добраться до Антарктиды на машине; автобус и поезд идут только по суше, а между нами и Антарктидой – океан. На лодке или на корабле? А на каком транспорте добраться до Антарктиды будет быстрее всего?
- А я предлагаю вам отправиться в виртуальную экспедицию. Вы хотите? Я предлагаю отправиться в виртуальную экспедицию с помощью компьютера. Такое путешествие произойдет быстро. Согласны?
Предлагаю вам удобно разместиться перед ноутбуком на стульчиках.
Слайд № 1 - Антарктида
- Посмотрите, каким цветом отмечена Антарктида? (белым)
- Что означает белый цвет? (снег, лед, холод)
- Антарктида, находится на Южном полюсе – настоящая ледяная пустыня. Это, самое холодное место на планете. Здесь нет растений, а немногочисленные животные находят себе пищу в море. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.
Слайд № 2 - Айсберги
- Ребята, кто знает что это? (Айсберги)
- Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь; то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми от ветра парусами; на пирамиду; на прекрасный замок с башенками. А в солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
- Как вы думаете, как появились эти ледяные громады? (Размышления детей)
- Для кого могут айсберги представлять опасность? (Размышления детей)
- Как вы думаете, почему? Объяснение детей
- Хорошо, чтобы узнать, почему айсберги опасны для кораблей, предлагаю поэкспериментировать.
- Проходите, вставайте вокруг стола (на столе – аквариум с водой, на тарелке большой кусок льда.
Опыт со льдом:
- Я помещаю в воду большой кусок льда - это айсберг.
- Утонул он?
Дети: Нет.
- Почему?
Дети: Лед легче воды.
-Совершенно верно.
- Теперь вы можете ответить на вопрос, почему айсберг опасен кораблю?
Если не отвечают, наводящий вопрос: - Где находится большая часть льда?
Дети: Под водой и она не видна капитану корабля.
- Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Айсберги опасны для кораблей.
- Почему?
Дети: потому что под водой находится его большая часть и она не видна.
- Ребята, продолжим нашу виртуальную экспедицию, возвращаемся на свои места.
- Отправимся вглубь материка. Как вы думаете, могут ли постоянно жить люди в Антарктиде?
Дети: Нет, там очень холодно.
-Да, постоянно там люди жить не могут.
Слайд № 3 - Полярники
- В Антарктиде живут полярники. Так называют ученых, которые в суровых условиях изучают погоду Антарктиды, её животный мир. Они живут на специальных станциях длительное время, это очень смелые и отважные люди, благодаря которым мы знаем о жизни в Антарктиде.
Слайд № 4 – Животные Антарктиды
- Как вы думаете, живут ли в Антарктиде животные?
Дети: Да.
- Да, вы правы, несмотря на то, что Антарктида - самое холодное место на земле, там живут животные: тюлень, морской котик; птицы, рыбы.
- Пингвин – птица или зверь?
Дети: Птица.
- Почему мы считаем пингвина птицей?
Дети: Потому что у него есть крылья, перья, клюв.
- Как вы думаете, почему очень мало животных могут жить в Антарктиде? Да, там действительно очень холодно, и не все животные могут приспособиться для жизни в этих суровых условиях.
Ребята, вы много интересного узнали сегодня об Антарктиде? Замечательно. Я предлагаю завершить нашу виртуальную экспедицию.
-Ребята, вы хотите, поделиться своими знаниями об Антарктиде с родителями? Тогда я предлагаю вам сделать макет Антарктиды, согласны?
- Для этого нам нужно разделиться на три команды с помощью разрезных картинок. Каждый из вас должен взять один фрагмент геометрической фигуры из этого лотка. И по фрагменту картинки найти свою команду. ?
Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
(геометрические фигуры, разрезанные на три части: круг, квадрат, треугольник)
Задание для первой группы : вам нужно собрать разрезанную карту - материк Антарктиды и разместить на нем айсберги.
(сложить пазл- материк и расставить на нем айсберги)
Задание для второй группы : из этих животных выберите тех, которые, по-вашему, мнению, живут в Антарктиде. Будьте внимательны, прежде, чем выбрать нужную картинку, посоветуйтесь с товарищами. Поместите картинки на макет.
(картинки разных животных из жарких и холодных стран)
Задание для третьей группы : вам нужно найти и разместить, полярные станции и полярников на материк. (Картинки разных профессий и зданий)
Как вы считаете, получился у нас макет Антарктиды? Да.
Для того, чтобы макет получился, давайте узнаем, что делала каждая команда.
- Что делала первая группа детей? (собирали материк, расставляли айсберги). Получилось? Вам было сложно? Почему
- Какое задание выполняла вторая команда? Правильно выполнили задание? Вам было интересно? Почему?
- Справились ли дети из третьей команды со своим заданием? Что сложно было для вас?
Как вы думаете, почему макет получилось собрать? Потому что работали дружно и выполнили все задания правильно.
Ребята вы сегодня много узнали об Антарктиде. Но есть еще одно интересное природное явление в Антарктиде, знаете какое? Это северное сияние. Хотите о нем узнать? И сегодня вечером вам о нем расскажет Ирина Валентиновна. А сейчас, кто хочет, может поиграть с макетом, согласны?