Маргарита Иванцова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Времена года» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
МКДОУ № 20
Иванцовой М. Ф.
Образовательная область: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Тема занятия: «Времена года» (с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»).
Программное содержание:
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Времена года“ в старшей группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- продолжать учить детей различать признаки времён года;
- упражнять в отгадывании загадок о временах года;
- формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать мышление, память, внимание;
- развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе в разное время года.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Словарная работа:
- обогащение речи детей прилагательными, характеризующими признаки времен года; подбор прилагательных к существительным.
Оборудование: картинки с временами года, презентация к занятию, игровой набор «Дары Фрёбеля» № 1, 7, 8, 9,10).
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о временах года.
Ход занятия:
Орг. момент:
Дети стоят в кругу.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Вступительная часть:
Воспитатель
Мы отправимся в поход.
И узнаем как природа
Изменяется весь год.
Ребята, мы сегодня с вами идём в поход. Во время похода мы с вами повторим времена года и узнаем много нового и интересного.
Основная часть:
Воспитатель: Скажите, ребята, какие вы знаете времена года? (Зима, весна, лето, осень).
Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года. Вот вам первая загадка.
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (Зима) (слайд 2)
Ребята, а чего так много зимой? (Зимой много снега)
Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный) (слайд 3)
Когда на улице идёт снег, значит с неба падают….(Снежинки)
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю построить снежинку из палочек. (Набор № 8). Палочки какого цвета мы с вами возьмём для снежинки? (синего цвета). Посмотрите на экран, на нём изображена схема, по которой вы сможете собрать снежинку. (слайд 4)
Ребята, нам надо ещё одну загадку отгадать.
Я раскрываю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… - Весна! (Слайд 5)
Физкультминутка (игра «Ручеек»)
Воспитатель: Ребята, а что происходит весной со снегом? (Снег тает)
Во что он превращается? (в воду, на дорогах появляются ручьи)
Давайте с вами поиграем в игру «Ручеек» (слайд 6)
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку - прыг туда
И сразу утонул!
(И. Токмакова, «Ручей»)
Дети становятся в круг и выкладывают рядом с собой большое кольцо из набора № 9 (синее, фиолетовое) – это «лужицы». Воспитатель, запевает песню про ручеек, а дети в это время передают друг другу мячик из набора № 1 – «ручеек». Ребенок, в руках которого оказался «ручеек», при произнесении «Лежал, лежал, лежал.», старается опустить его точно в «лужу». Затем передает его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребенок кидает мячик тому, кому захочет.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.
Следующая загадка.
И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (Лето) (слайд 7)
Воспитатель: Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.)
Что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес) (слайд 8)
Ребята, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать. (слайд 9)
Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес. А для того, чтобы ягоды в лесу быстрее поспевали, предлагаю построить солнышко из круга и палочек, образец вы видите на экране. (Дети строят солнышко из наборов № 7 и 9) (слайд 10)
Пальчиковая гимнастика «Клён»
За окном сосулька тает (Пальцы рук одновременно прикасаются по очереди к большому пальцу).
Ветер тучи рвёт в клочки (Пальцы рук сцеплены, тянуть в разные стороны).
Разжимает, разжимает (Сжимать и разжимать кулачки обеих рук).
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. (Ладошки рук соприкасаются друг с другом).
И едва растает снег, (Пальцы рук одновременно прикасаются
Мне зелёную ладошку по очереди к большому пальцу).
Клён протянет раньше всех. (Протягивают руки вверх ладошками).
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касалась елочек и сосен.
Я… Осень! (слайд 11)
А какая погода осенью? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)
А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме) (слайд 12)
А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)
А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты) (слайд 13)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что вы видите? (Яблоко)
А что не так с этим яблоком? (Оно не раскрашено) (слайд 14)
Давайте вернем яблоку цвет, раскрасим его вот этими точками.
(Набор № 10)
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и я вижу, что вы все времена года знаете.
Заключительная часть:
Воспитатель: - В какое время года мы с вами путешествовали?
- В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали.
Итог занятия, мотивация на дальнейшую деятельность:
Воспитатель: Ребята, на следующем занятии мы с вами будем раскрашивать раскраски с временами года.