Любовь Григорьева
Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе «Гармонь моя, гармошечка«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать.
Задачи:
Образовательные:
• Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении квартета русских народных инструментов в записи, в собственном исполнении.
• Закрепить понятия при восприятии музыки (быстрая, медленная, веселая, спокойная, тихая, громкая)
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе „Гармонь моя, гармошечка„» размещена в разделах
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа;
Развивающие :
• Развивать творческую фантазию, желание импровизировать.
• Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Гармонь моя, гармошечка», платочки.
Ход НОД:
Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие, да пригожие. Проходите, присаживайтесь. Приглашаю вас в свою горенку на посиделки.
Дети, к вам сегодня в гости пришел Антошка, но не с пустыми руками. Ответив на загадку, вы узнаете, что спрятано у Антошки в сундуке.
Загадка:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь) (играет в записи гармошка).
Хозяюшка: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим, послушаем и поиграем с гармошкой. Достает из сундука гармонь. Гармошка – это старинный русский народный инструмент.
Гармошка была известна во многих странах Австрии, Германии, Франции, Италии. Но считают, что в Россию гармошка попала из Германии. Каждый мастер в гармошке что-то переделывал : изменял звук, украшал ее и называл ее именем того города, в котором была создана эта гармошка. Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки так и стали называться – ТУЛЬСКИМИ.
Хозяюшка: У тульской гармошки очень красивая отделка, нарядная гармошка. Послушайте, как звучит Тульская гармошка.
Хозяюшка: А еще есть САРАТОВСКИЕ гармошки. Как вы думаете, почему они так называются? В Саратове даже поставили памятник Саратовской гармони.
Саратовская гармоника – особенный народный инструмент, который делался только в Саратовской губернии. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычное звучания, который и прославил её на всю Россию. Послушайте, как звучит Саратовская гармошка.
Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, а как зовется человек, который играет на гармошке?
«На гармошке вам сыграет, ноги в пляс идти заставит.
По профессии артист он зовется гармонист».
Гармонист – главный человек на празднике. Как растянет меха своей гармошки, так польется песня: то веселая, то грустная, то быстрая, а то протяжная. Раньше ни один праздник не обходился без веселых песен и танцев под гармонь.
Хозяюшка: Ребята, давайте рассмотрим, во что был одет гармонист… (Рассматривание иллюстрации).
Хозяюшка: А играть на гармони непросто - нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А ещё трудность состоит в том, что гармонист играет на ощупь, т. е. не видит кнопочки на своей гармони.
Хозяюшка: Много песен можно спеть под гармонь. Но есть особенные, коротенькие. В народе их называют припевки или частушки. А вы умеете петь частушки?
Частушки.
1. Гармонист, гармонист, я твоя подружка.
На гармошке поиграй, а я спою частушки.
2. Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Хозяюшка: Представьте, ребята, что вы гармонисты. Поиграем? Поиграйте на воображаемых гармошках (пальчиковая гимнастика)
Вот как пальчики шагают
И на кнопочках играют,
Раздвигаются меха-
Веселись моя душа!
Хозяюшка: (Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать - то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. И под её звуки потанцуем и узнаем, какое настроение было у гармониста (детям раздают платочки, они импровизируют под музыку).
Хозяюшка: Какая музыка была вначале?
Дети: Грустная, печальная.
Хозяюшка: А потом?
Дети. Весёлая, задорная.
Хозяюшка: До сих пор гармошка – это самый распространенный инструмент.
Она является украшением любого праздника.
Хозяюшка: Дети, почему в народе говорят:
«ТЫ ГАРМОШКА – МАТУШКА, НЕ ХУЖЕ ХЛЕБА – БАТЮШКИ, ТЫ НЕ КОРМИШЬ, НЕ ПОИШЬ, НО ВСЕГДА РАЗВЕСЕЛИШЬ».
Гармонь – хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Хозяюшка:
Вышел вечером Афоня,
Сел на лавку у ворот.
— Что ль сыграть? — сказал Афоня
И гармошку достаёт.
Пробежался раз-другой,
Развернул гармонь дугой,
Как рванёт двухрядку —
Пошёл народ вприсядку!
Пляшут девки с пареньками.
Пляшут бабы с мужиками.
А за ними петухом
Скачет дедушка Пахом!
Пыль — столбом.
Мелькают пятки
Две старушки топчут грядки:
Топ! Топ! Топ! Топ!
Пропадай ты, наш укроп!
Вот гармошка! Ну, гармонь!
Пляшет кошка, пляшет конь!
Пляшет бык, и пляшет гусь.
Пляшет вся честная Русь!
Пляшут звери во лесах.
Пляшут звёзды в небесах.
Афанасий прибавляет
На верхах да на басах…
И гармонь — глядит народ —
Развернулась до ворот
И пошла,
пошла,
пошла…
До соседнего села!
Хозяюшка: С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)
Чем Саратовская гармошка отличается от других гармоней (разновидность
гармони имеющей колокольчики.)
Какой это инструмент? (русский народный)
Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами).
Используемая литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством»