Лариса Богомаз
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо в паутине»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: расширение представлений о пауках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
1. Познавательное развитие : познакомить детей с объектом живой природы – пауком, его образом жизни; сформировать представления об особенностях его строения, питания; о пользе пауков и необходимости их охранять; развивать познавательную активность, внимание, память; учить устанавливать причинно-следственные связи
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Чудо в паутине“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
2. Социально-коммуникативное развитие: закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков»; воспитывать чувство ответственности перед братьями нашими меньшими, чувство отзывчивости.
3. Художественно-эстетическое развитие: формировать навыки конструирования из бросового материала (паучков из фольги)
4. Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, координацию.
5. Речевое развитие: активизировать и расширять словарный запас; развивать речевое дыхание, связную речь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о насекомых: «В мире насекомых», «Полезные и вредные насекомые»; наблюдения за насекомыми в природе, чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», Ю. Мориц «Счастливый жучок», И. Мазнин «Паучок»; поиск информации в энциклопедиях и других литературных источника; просмотр познавательных фильмов, презентаций о насекомых; разучивание пальчиковых игр; подвижные игры: «Поймай комара», «Медведь и пчелы»
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : оформление столов двумя зонами - лаборатория (белые халаты, приборы для исследований и др.) и мастерская; «Жалобная книга природы», письмо от паучка, игрушка – паук, картинки насекомых, пауков, схемы «Строение паука» и «Строение пчелы», таблица на доске, маркеры для доски, мультфильм «Откуда паук берёт свою паутину?» (на ноутбуке, схема-правило «Не рвите паутину», паутина из шерстяных ниток на доске, материалы для конструирования : подготовленные листы фольги и салфетка на каждого ребёнка.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, игровые технологии (приём «Станем исследователями» и «Превращение в паучков», технология критического мышления (приём «Найди доказательства», информационно-коммуникативные технологии (получение информации с помощью медиаресурсов, практический метод обучения, словесный метод обучения, наглядный метод обучения.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА: использование полученных знаний в совместной сюжетно-ролевой игре; дальнейшее изучение мира пауков через просмотр фильмов «Кто такие пауки?» и «Пауки: 15 интересных фактов», свободное общение на интересующие вопросы, поиск ответов.
Этапы занятия (Структурные компоненты деятельности) Содержание образовательной деятельности
1-я часть - вводная: Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Давайте скажем наше приветствие «Здравствуйте». Для этого нам нужно встать парами и касаться одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью!
Постановка и принятие детьми цели занятия (мотивация или проблемная ситуация)
- В «Жалобную книгу природы» поступила жалоба от неизвестного живого существа: «Про таких, как я, говорят, что мы отвратительны и безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Людям ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для людей это забава, а для нас – беда. Помогите нам, пожалуйста!»
- Как вы думаете, о каком живом существе идёт речь в этом письме?
- О пауке и его друзьях.
Внести игрушку – паука и разговаривать от его имени с детьми.
- Посмотрите, ребята, какой грустный паук. Паучок, подскажи нам, пожалуйста, чем мы можем тебе помочь?
- Многие люди боятся нас, считают, что мы - загадочные представители животного царства. Многие при этом думают, что мы насекомые, потому что внешне мы очень на них похожи. Но это не так!
2-я часть – основная: Поиск решений проблемной ситуации, актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам занятия
- Ребята, давайте поможем пауку доказать, что он не является насекомым.
- Предлагаю пройти за столы в нашу лабораторию и собрать там все доказательства. Дети проходят за столы, надевают белые халаты.
- Давайте разделимся на две команды: одна будет исследовать насекомых, а другая – пауков.
- С чего начнём нашу исследовательскую деятельность?
- Что нам для этого потребуется?
- Давайте мы все наши наблюдения будем отмечать в таблице:
1. Тело насекомого делится на три части: голову, грудную клетку и брюшко, а тело паука – на две: головогрудь и брюшко.
2. Насекомое имеет шесть ног, а у паука их восемь.
3. У паука от одной до шести пар простых глаз, а у насекомого — одна пара сложных глаз.
4. Крылья у паука отсутствуют, но у многих насекомых есть крылья.
5. У насекомых есть антенны или усики, а у пауков их нет.
6. Насекомые имеют челюсти, которыми могут жевать, а пауки не способны жевать, но обладают хелицерами, которые позволяют удерживать пищу и вводить яд в добычу.
7. Только пауки могут плести паутину.
- Ну вот, паучок, мы собрали достаточно доказательств того, что вы, пауки, имеете много отличий от насекомых. Они касаются строения тела и особенностей образа жизни.
- Значит, пауки не являются насекомыми, относятся к семейству паукообразных.
- Ребята, смотрите. Как повеселел наш паук! Он предлагает вам поиграть в паучков! Давайте снимем наши халаты, пройдем на коврик и споём песенку про паучка
Лезет к нам на крышу смелый паучок
Маленькие ножки – тысячи топ-топ
Ярко светит солнышко
Или дождик льёт
Лезет к нам на крышу
Отважный паучок
Соединяем поочередно указательный и большой пальцы противоположных рук
Руки домиком над головой
Руки опускаются – пальчики «бегут» вниз
Повторяются первоначальные движения.
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
- Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
- Об этом мы узнаем из мультфильма
Дети смотрят мультфильм «Откуда паук берёт свою паутину?» (Теремок ТВ)
- Ребята, почему плетение паутины называют чудом природы?
- Действительно, плести паутину способны только пауки, и этим они уникальны!
- Дети, а для чего пауку нужна паутина?
- Главное значение – сеть-ловушка для вредных насекомых.
Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом. Пауки очень прожорливые: каждый в день съедает не меньше, чем весит сам, и главными жертвами паука являются мухи. И это большая польза для человека! Почему? Да потому что муха - опасное насекомое, она садится не только на пищевые продукты, но и на разные нечистоты и является переносчиком очень опасных вирусных заболеваний.
Запомните такое правило: «НЕ ОБРЫВАЙТЕ В ЛЕСУ ПАУТИНУ И НЕ УБИВАЙТЕ ПАУКОВ»
Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
- Дети, теперь вы знаете, что пауки не вредные, а полезные. Бояться их не стоит, они не опасны для человека.
- Хотите подружиться с нашим пауком?
- Предлагаю сделать ему новых друзей – симпатичных паучат.
- Но в начале немного разомнемся.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Паучок ползёт по ветке,
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Дети выполняют движения:
руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки;
кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик);
хлопок ладонями по коленям;
растопыренные ладошки изображают солнышко;
действия аналогичны первоначальным;
«паучки» ползают на голове. м насекомым.
- А теперь давайте пройдем за столы и посмотрим, из чего мы будем делать паучат.
- Для работы мы будем использовать фольгу.
1. Скручиваем из полосок 4 жгутика
2. Сминаем салфетку и заворачиваем её в лист фольги, закручивая концы в жгут
3. Жгутики заворачиваются перпендикулярно в большой жгут и расправляются в виде лапок паука
- Наши паучки готовы! Давайте посадим их либо на паутинку, либо на полянку к другим насекомым.
3-я часть – заключитель-ная:
Вывод, итог, систематизация знаний, закрепление
- Ребята, посмотрите, как повеселел наш гость – паук, ведь мы внимательно отнеслись к его жалобе и во многом разобрались.
- Что же мы сегодня выяснили?
- Пауки не являются насекомыми
- Пауки приносят пользу, уничтожая вредных насекомых
- Нельзя обрывать паутину и убивать пауков
4. Рефлексия (+ самооценка)
- Наш паук благодарит вас, ребята, он очень рад, что смог с вами подружиться. И сейчас он отправится к себе домой, а на прощание давайте каждый из вас скажет нашему гостю, что вы хотите ему пожелать.