Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо в паутине»

Лариса Богомаз
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо в паутине»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: расширение представлений о пауках

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

1. Познавательное развитие : познакомить детей с объектом живой природы – пауком, его образом жизни; сформировать представления об особенностях его строения, питания; о пользе пауков и необходимости их охранять; развивать познавательную активность, внимание, память; учить устанавливать причинно-следственные связи

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Чудо в паутине“» размещена в разделах

2. Социально-коммуникативное развитие: закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков»; воспитывать чувство ответственности перед братьями нашими меньшими, чувство отзывчивости.

3. Художественно-эстетическое развитие: формировать навыки конструирования из бросового материала (паучков из фольги)

4. Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, координацию.

5. Речевое развитие: активизировать и расширять словарный запас; развивать речевое дыхание, связную речь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о насекомых: «В мире насекомых», «Полезные и вредные насекомые»; наблюдения за насекомыми в природе, чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», Ю. Мориц «Счастливый жучок», И. Мазнин «Паучок»; поиск информации в энциклопедиях и других литературных источника; просмотр познавательных фильмов, презентаций о насекомых; разучивание пальчиковых игр; подвижные игры: «Поймай комара», «Медведь и пчелы»

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : оформление столов двумя зонами - лаборатория (белые халаты, приборы для исследований и др.) и мастерская; «Жалобная книга природы», письмо от паучка, игрушка – паук, картинки насекомых, пауков, схемы «Строение паука» и «Строение пчелы», таблица на доске, маркеры для доски, мультфильм «Откуда паук берёт свою паутину (на ноутбуке, схема-правило «Не рвите паутину», паутина из шерстяных ниток на доске, материалы для конструирования : подготовленные листы фольги и салфетка на каждого ребёнка.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, игровые технологии (приём «Станем исследователями» и «Превращение в паучков», технология критического мышления (приём «Найди доказательства», информационно-коммуникативные технологии (получение информации с помощью медиаресурсов, практический метод обучения, словесный метод обучения, наглядный метод обучения.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА: использование полученных знаний в совместной сюжетно-ролевой игре; дальнейшее изучение мира пауков через просмотр фильмов «Кто такие пауки?» и «Пауки: 15 интересных фактов», свободное общение на интересующие вопросы, поиск ответов.

Этапы занятия (Структурные компоненты деятельности) Содержание образовательной деятельности

1-я часть - вводная: Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Давайте скажем наше приветствие «Здравствуйте». Для этого нам нужно встать парами и касаться одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью!

Постановка и принятие детьми цели занятия (мотивация или проблемная ситуация)

- В «Жалобную книгу природы» поступила жалоба от неизвестного живого существа: «Про таких, как я, говорят, что мы отвратительны и безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Людям ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для людей это забава, а для нас – беда. Помогите нам, пожалуйста!»

- Как вы думаете, о каком живом существе идёт речь в этом письме?

- О пауке и его друзьях.

Внести игрушку – паука и разговаривать от его имени с детьми.

- Посмотрите, ребята, какой грустный паук. Паучок, подскажи нам, пожалуйста, чем мы можем тебе помочь?

- Многие люди боятся нас, считают, что мы - загадочные представители животного царства. Многие при этом думают, что мы насекомые, потому что внешне мы очень на них похожи. Но это не так!

2-я часть – основная: Поиск решений проблемной ситуации, актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам занятия

- Ребята, давайте поможем пауку доказать, что он не является насекомым.

- Предлагаю пройти за столы в нашу лабораторию и собрать там все доказательства. Дети проходят за столы, надевают белые халаты.

- Давайте разделимся на две команды: одна будет исследовать насекомых, а другая – пауков.

- С чего начнём нашу исследовательскую деятельность?

- Что нам для этого потребуется?

- Давайте мы все наши наблюдения будем отмечать в таблице:

1. Тело насекомого делится на три части: голову, грудную клетку и брюшко, а тело паука – на две: головогрудь и брюшко.

2. Насекомое имеет шесть ног, а у паука их восемь.

3. У паука от одной до шести пар простых глаз, а у насекомого — одна пара сложных глаз.

4. Крылья у паука отсутствуют, но у многих насекомых есть крылья.

5. У насекомых есть антенны или усики, а у пауков их нет.

6. Насекомые имеют челюсти, которыми могут жевать, а пауки не способны жевать, но обладают хелицерами, которые позволяют удерживать пищу и вводить яд в добычу.

7. Только пауки могут плести паутину.

- Ну вот, паучок, мы собрали достаточно доказательств того, что вы, пауки, имеете много отличий от насекомых. Они касаются строения тела и особенностей образа жизни.

- Значит, пауки не являются насекомыми, относятся к семейству паукообразных.

- Ребята, смотрите. Как повеселел наш паук! Он предлагает вам поиграть в паучков! Давайте снимем наши халаты, пройдем на коврик и споём песенку про паучка

Лезет к нам на крышу смелый паучок

Маленькие ножки – тысячи топ-топ

Ярко светит солнышко

Или дождик льёт

Лезет к нам на крышу

Отважный паучок

Соединяем поочередно указательный и большой пальцы противоположных рук

Руки домиком над головой

Руки опускаются – пальчики «бегут» вниз

Повторяются первоначальные движения.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

- Об этом мы узнаем из мультфильма

Дети смотрят мультфильм «Откуда паук берёт свою паутину (Теремок ТВ)

- Ребята, почему плетение паутины называют чудом природы?

- Действительно, плести паутину способны только пауки, и этим они уникальны!

- Дети, а для чего пауку нужна паутина?

- Главное значение – сеть-ловушка для вредных насекомых.

Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом. Пауки очень прожорливые: каждый в день съедает не меньше, чем весит сам, и главными жертвами паука являются мухи. И это большая польза для человека! Почему? Да потому что муха - опасное насекомое, она садится не только на пищевые продукты, но и на разные нечистоты и является переносчиком очень опасных вирусных заболеваний.

Запомните такое правило: «НЕ ОБРЫВАЙТЕ В ЛЕСУ ПАУТИНУ И НЕ УБИВАЙТЕ ПАУКОВ»

Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Дети, теперь вы знаете, что пауки не вредные, а полезные. Бояться их не стоит, они не опасны для человека.

- Хотите подружиться с нашим пауком?

- Предлагаю сделать ему новых друзей – симпатичных паучат.

- Но в начале немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Паучок ползёт по ветке,

А за ним ползут все детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Дети выполняют движения:

руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки;

кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик);

хлопок ладонями по коленям;

растопыренные ладошки изображают солнышко;

действия аналогичны первоначальным;

«паучки» ползают на голове. м насекомым.

- А теперь давайте пройдем за столы и посмотрим, из чего мы будем делать паучат.

- Для работы мы будем использовать фольгу.

1. Скручиваем из полосок 4 жгутика

2. Сминаем салфетку и заворачиваем её в лист фольги, закручивая концы в жгут

3. Жгутики заворачиваются перпендикулярно в большой жгут и расправляются в виде лапок паука

- Наши паучки готовы! Давайте посадим их либо на паутинку, либо на полянку к другим насекомым.

3-я часть – заключитель-ная:

Вывод, итог, систематизация знаний, закрепление

- Ребята, посмотрите, как повеселел наш гость – паук, ведь мы внимательно отнеслись к его жалобе и во многом разобрались.

- Что же мы сегодня выяснили?

- Пауки не являются насекомыми

- Пауки приносят пользу, уничтожая вредных насекомых

- Нельзя обрывать паутину и убивать пауков

4. Рефлексия (+ самооценка)

- Наш паук благодарит вас, ребята, он очень рад, что смог с вами подружиться. И сейчас он отправится к себе домой, а на прощание давайте каждый из вас скажет нашему гостю, что вы хотите ему пожелать.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу» Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей представление.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Заводим дрожжевое тесто» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Цели: совершенствование трудовых навыков детей,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо в паутине»
Опубликовано: 14 мая 2023 в 19:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо в паутине»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Богомаз в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД