Александра Осипова
Конспект занятия по познанию «От арабских цифр к роботам и компьютерам» (подготовительная группа)
▼ Скачать +Заказ
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: расширять у детей знания об открытиях и изобретениях.
Публикация «Конспект занятия по познанию „От арабских цифр к роботам и компьютерам“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой друг - компьютер
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Программное содержание: формирование у детей представление о значении открытий и изобретений в жизни человека, закрепление у них умения анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности, воспитание уважения к достижениям человеческой цивилизации.
Материалы и оборудование: иллюстрации: счёты, калькулятор, арифмометр, касса в магазине, компьютер (старый и современный); пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши. Планируемые результаты: у детей сформированы знания о об открытиях и изобретениях.
Ход занятия:
Вводная часть
Игра «Найди пару»
- Сегодня мы поиграем в игру «Найди пару». Правила вы знаете. Нам надо найти среди волшебных предметов пару современных. Рассмотрим картинки.
Дети легко находят пары для всех предметов, кроме волшебной палочки. В ходе игры перед детьми возникают затруднения – нельзя подобрать аналог волшебной палочки.
- Скажите, а зачем объединяются те пары предметов, которые мы уже подобрали? (Телевизор и блюдечко показывают, что происходит в мире; и на ковре, и на самолёте люди летают; избушка и дома на сваях стоят в болотистой местности; с помощью гуслей и магнитофона звучит музыка и так далее)
- Правильно, они объединяются одним действием. А какое действие у волшебной палочки? (Она выполняет желания.)
- А что или кто в современном мире выполняет желания? (Бабушка, деньги, президент)
Ответы могут быть совершенно разные, но воспитатель объясняет, что все желания не выполнишь, например: Бабушка не может подарить новую квартиру; денег маленькие детки не зарабатывают; президент не может развеселить, если тебе грустно, и прочее.
- А ведь волшебная палочка выполняет все желания без исключения. Неужели нет ничего, что могло бы выполнить все желания? Давайте я вам расскажу одну историю, а вы потом сами мне скажите, что нам поможет.
II. Основная часть
Беседа
- Давным-давно, в Древнем мире, жили люди которые не умели считать, а им очень было нужно торговать с другими людьми. Люди эти называли себя арабами. И вот придумали они считают свой товар по количеству пальцев на руках. А чтобы не путаться, каждому пальцу придумали знак – цифру, а потом придумали правила составления чисел больше 9 из нескольких цифр. Кто вспомнит, как называются эти цифры? (Арабские.)
- Правильно. Прошли годы, и с этими цифрами познакомились люди из Европы. Они поняли, что этими цифрами легче и быстрее можно научиться считать. А считать им приходилось много, ведь они были большими путешественниками и торговали с очень многими народами. Рук буквально уже не хватало, тогда они подумали-подумали и придумали первый счётный прибор.
Воспитатель показывает счёты.
- Как он называется? (Счёты.)
- Правильно. Само название говорит о том, что может делать это прибор. (Считать.)
- Можно сказать, что счёты – это первый прибор, который помог людям выполнить их желание – считать много и долго. Подумайте, что помогло людям выполнить их желание, а я продолжу рассказ.
- Через много лет люди очень захотели, чтобы счёты могли бы не только помогать человеку складывать, а вообще делали это сами, чтобы человек не ошибался. Подумали-подумали люди и придумали другой прибор – арифмометр.
Воспитатель показывает изображение этого прибора.
- Это слово обозначает, что прибор может складывать и вычитать любые числа. Кнопками набираешь число, потом знак «+» или «-» и следующее число. Прокручиваешь ручку, и готово – на полоске из цифр набран правильный ответ. Современный прибор, который работает по тому же принципу, вы видите каждый раз, когда с мамой ходите в магазин, - это касса. Как вы думаете, что помогло людям выполнить их желание правильно? (Приборы.)
- Правильно. Но ведь приборы откуда-то взялись. Подумайте ещё. Между прочим, у вас сейчас тоже большое желание ответить на вопрос правильно. И вам тоже это понадобится, чтобы выполнить своё желание. А я пока продолжаю.
Ещё прошло много лет. Конечно, касса – очень удобная вещь, но в карман её не положишь. А людям надо считать и в магазине, и на работе, и дома… Короче говоря, прибор должен был стать маленьким. Подумали-подумали люди и придумали вот этот прибор.
Воспитатель показывает калькулятор.
Теперь считать можно было где угодно. Красота! Расскажите, кто у вас пользуется такими приборами и почему.
Дети рассказывают.
- Догадались, что людям помогло выполнить их желание? Что помогает вам догадаться, когда надо ответить на вопрос? (Ум, голова.)
- Вот, уже совсем близко. Конечно, ум, знания помогают человеку выполнить его желание. Но не только они. Подумайте, только ли знания помогают вам, например, ухаживать за растениями в нашем уголке. Только ли знания того, где лежат ваши игрушки, помогает вам наводить порядок в группе? Итак, люди могли считать где угодно, но не очень быстро, а им хотелось иметь такой прибор, который мог быстрее человека реагировать на изменения, например для самолетов или машин, когда человек не успевает из-за большой скорости реагировать на какие-то опасности. Подумали-подумали, вспомнили всё, что знали, долго-долго работали изобрели новый прибор – компьютер.
Воспитатель показывает картинки с компьютерами.
- Вот так он выглядел тогда, вот так он выглядит сейчас. Как вы думаете, только ли знания помогли людям выполнить их желания? (Нет, ещё они много работали.)
- Совершенно верно волшебной палочкой для любого человека становятся его трудолюбие и любознательность, тогда все желания исполняются.
2. Физкультминутка
- А хотите поиграть в тех роботов которые изобретут в будущем? (Да.)
- Тогда вам понадобятся ваши знания и трудолюбие. Согласны? (Конечно.)
- Знания вам нужны будут, чтобы не путать право и лево, верх и низ, а трудолюбие поможет точно и чётко выполнять команды.
Воспитатель даёт команды, а дети их выполняют. Кто ошибается, тот вылетает из игры в «ремонт».
3. Работа в пособии – Задание 2
- Внимательно рассмотрите картинки. Все эти предметы помогали людям считать в разное время. Расставьте правильно по порядку эти картинки от самой древней до самой современной.
4. Работа в пособии – Задание 3
- Покажите стрелками, как изменились предметы с течением времени.
- Что в них изменилось, а что осталось прежним?
- Какой предмет используется до сих пор?
- Почему?
5. Работа в пособии – Задание 4
- Как вы думаете, что может сделать робот за человека, а что нет? Почему?
III. Заключительная часть
- Скажите, можете ли вы теперь ответить на вопрос, что у современного человека есть вместо волшебной палочки? (Это знания, ум и трудолюбие.)
- Да, при помощи этих помощников вы можете и денег заработать, и квартиру купить, и друга развеселить, если он загрустил, да и самому развеселиться – когда человек чем-то занят, скучать ему некогда.