Олеся Климова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Цветочный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Цветочный город»
Программное содержание :
- Закреплять знания детей о звуках русского языка, их классификации по гласности-согласности, твердости-мягкости;
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Цветочный город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Продолжать учить делить слова на слоги, предложения на слова, проводить звуковой анализ слов, определять ударный звук в слове;
- Закреплять знания детей в печатании гласных букв: о, а, и;
- Учить составлять предложения из 3 и 4 слов, соотносить их с нужной схемой.
- Развивать мышление, память, звуковое чутье;
- Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, нарисованные ворота, замок, карточка с изображением букв Уу, схемы слов, нарисованный город, в котором есть зеленый, синий, красный дом, а также дома, на крыше которых схемы слов из двух слогов и трех слогов, картинки с изображением жителей Цветочного города (Знайка, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Гусля, Гунька, Пончик, Кнопка, Пилюлькин, аудио песни о Цветочном городе.
Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые, черные, картинки с изображением цветов растений и схемы для этих цветов, палочки.
Предварительная работа: дифференциация звуков по гласности-согласности, твердости-мягкости; звуковой анализ слов; знакомство с некоторыми буквами русского алфавита; дидактические игры по подготовке к обучению грамоте; чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», просмотр мультфильма.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня вновь к нам пришел Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я бываю у вас в гостях каждый день. А вот вы никогда не были у меня в гостях. Сегодня я вас приглашаю в мой город.
Воспитатель: Хотите в гости? А кто знает, как называется город, в котором живет Незнайка?
Дети: Цветочный город.
Воспитатель: Кто хочет отправиться в Цветочный город?
Дети: Я! Я!
Незнайка: Но не так просто попасть в Цветочный город. В него можно войти через ворота. А они заперты на замок. И каждый раз на замке есть секретный код. Как сегодня он называется?
Дети: Это буква У.
Незнайка: Что еще за буква У?
Воспитатель: Ты, Незнайка, присаживайся, а мы тебе все расскажем.
Сажает Незнайку на стул.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а буквы то разные… Это какая буква? (показывает на заглавную букву)
Дети: Это заглавная буква.
Воспитатель: А это какая? (показывает на строчную букву)
Дети: Это строчная буква.
Воспитатель: А какой звук образует буква У?
Дети: Она образует гласный звук [у].
Воспитатель: Как определить, что звук гласный?
Дети: Гласный не встречает преграды во рту.
Незнайка: Молодцы! Код то вы знаете, но, чтобы войти в Цветочный город, нужно разложить картинки на схемы, определяющие место звука [У] в слове. Звук может стоять в начале слова, середине или конце. Нужно положить картинку на ту схему, которая соответствует месту звука в слове.
3 картинки: утка, сумка, кенгуру. Общий разбор.
Поместили картинки на нужные схемы.
Незнайка. Молодцы, ребята! Добро пожаловать в мой Цветочный город!
Открывается плакат с изображением Цветочного города.
Воспитатель: Незнайка, а что это за три особенных дома стоят в самом центре города? (красный, синий, зеленый)
Незнайка: А я не знаю. Говорят, там звуки какие-то живут, а какие не знаю.
Воспитатель: Я, кажется, догадалась. Ребята, а вы догадались?
Дети: Да. В красном домике живут гласные звуки.
Незнайка: А какие это звуки?
Дети: Звуки, которые не встречают преграды во рту.
Дети: В синем домике живут твердые согласные звуки.
А в зеленом домике мягкие согласные звуки.
Незнайка: А как определить, что звук согласный?
Дети: Согласные звуки встречают преграду во рту.
Воспитатель: А давайте, ребята, поиграем. Я буду показывать вам домик, а вы называть звуки, которые там живут.
Игра «Назови нужный звук»
Незнайка: Вот это да! А я думаю, кто там живет. Оказывается звуки!
Воспитатель: Хорошо поиграли. Незнайка, я вижу в городе много разных домов. А на крыше некоторых домов схемы. Что они означают?
Незнайка: Я знаю только, что это дома, в которых живут мои друзья. А что означают эти схемы, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, вы не догадались, что это?
Дети: Это схемы слов.
Воспитатель: Это схемы слов, состоящих…
Дети: из двух слогов.
Воспитатель: А это схема слов, состоящих
Дети: из трех слогов.
Воспитатель: Незнайка, а хочешь, мы отгадаем, в каком из домов живет каждый твой друг.
Незнайка: Это как это вы отгадаете? Очень сомневаюсь…
Воспитатель: А вот и посмотрим.
Дети определяют друзей Незнайки по домам. В дом со схемой на крыше, состоящей из двух слогов помещают Знайку, Винтика, Шпунтика,
Тюбика, Гуслю, Гуньку, Пончика, Кнопку
В дом со схемой на крыше, состоящей из трех слогов: Пилюлькина.
Незнайка: Вот вы молодцы! Может тогда скажете я в каком доме живу?
Дети: Ты живешь вместе с Пилюлькиным. В названии твоего имени 3 слога.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. Я вам буду называть звук, а вы должны определить в название какого жителя города этот звук присутствует. Называет звуки [А], [И], [З], [Н’]. Дети называют имена сказочных героев, говорят, где находится звук.
Незнайка: В нашем городе иногда происходят удивительные вещи. Однажды случился настоящий звуковой переполох.
Где-то собаки зарычали: Ррр!
В стойле коровы замычали: Ммм!
В комнате мухи зажужжали: Жжж!
Мимо машины пробежали: Ррр!
Листья в лесу зашумели: Ссс!
Змеи в лесу зашипели: Шшш!
А комары все запели: Ззз!
Воспитатель: Вот это да! Но это и неудивительно. Звуки можно услышать повсюду.
Незнайка: А теперь, ребята, я предлагаю вам присесть.
Воспитатель: Но сядет за стол сначала тот, кто вспомнит, как рычали собаки. Теперь сядет тот, кто вспомнит, какие звуки издавали коровы. Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?
Воспитатель: Незнайка, а город, в котором ты живешь, почему называется Цветочный?
Незнайка: Потому что в моем городе очень много цветов.
Воспитатель: Перед вами картинки с изображением разных цветов. Назвать цветок можно только тогда, когда будет сделан его звуковой разбор. Индивидуальная работа за столами.
Предлагаемые картинки (дифференцированная работа) : мак, пион, ирис, роза, астра, ландыш, фиалка, мимоза, сирень.
Детям, первым справившимся с заданием предлагается поставить ударение в слове.
Воспитатель: Какие же цветы цветут на улицах Цветочного города?
Дети называют названия цветов.
Незнайка: Ребята, у меня к вам просьба. Помогите мне определить букву, которая живет в подчеркнутом квадрате на схеме.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: А давайте мы эту букву выложим из палочек.
(мАк, пиОн, Ирис, рОза, Астра, лАндыш, фиАлка, мИмоза, сИрень, крОкус и др.)
Воспитатель: Какие же буквы живут в выделенном квадрате:
Дети называют буквы.
Незнайка: Ребята, я недавно увидел вот такие карточки. Что это, не подскажите?
Дети: Это схемы предложений.
Воспитатель: сколько слов в этом предложении?
Дети: 3
Воспитатель: А в этом?
Дети: 4
Воспитатель: Давай, Незнайка, мы научим тебя составлять предложения и считать, сколько в нем слов. Ребята, составим предложения о жителях Цветочного города.
Дети составляют предложения и считают сколько слов. Выбирают нужную схему.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы загостились и нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие?
Дети: понравилось.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Незнайку за него.
Дети: Спасибо тебе, Незнайка.
Незнайка: Ребята, и вам спасибо, сколько нового я узнал сегодня благодаря вам.