Ирина Дубышкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамоты»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Закрепить понятие буква, звук, слог.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
Совершенствовать навык чтения слогов слов и слов.
Развивающие задачи:
Создание проблемной ситуации
Развивать фонематический слух.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать память, внимание и воображение.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи:
Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).
Воспитывать любознательность, творческую активность.
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».
Методы и приемы:
Наглядный: показ, демонстрация, иллюстрации.
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснение.
Игровой: сюрпризный момент, игра.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:
-проведение образовательной деятельности по речевому развитию и обучению грамоте;
-настольные и дидактические игры по обучению грамоте;
-речевые игры.
Словарная работа:
Алфавит, слово, слог, гласные звуки, согласные звуки, буква.
Материал:
Демонстрационный: доска, ТСО, изображения Буквоеда на слайде, Феи Азбуки за каменной стеной, мяч, поезд (синий и красный вагоны, слоговые домики.
Раздаточный: буквы алфавита, картинки животных, карточки для звукового анализа, звуковые карточки (гласный – красный квадрат, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый).
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми приветствую друг друга.
Психогимнастика:
Здравствуй, солнышко родное! (Правую руку вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Левую руку вверх).
Здравствуй, матушка-земля! (Руки за спину, поклон).
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! (Руки вперед, руки к себе)
Воспитатель:
— Ребята, я вас сегодня хочу пригласить в страну Грамоты! Но я узнала, что недавно в стране произошло ужасное событие.
Злой волшебник Буквоед похитил Фею Азбуки и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Азбуки.
Дети: Да!
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам отправиться в страну Грамоты, чтобы спасти Фею Азбуки. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель:
А поможет нам добраться до страны Грамоты чудо –поезд «Алфавит». Все готовы? Тогда, в путь!
Песенка «Алфавит». (Дети поют песенку)
Воспитатель: Вот мы и добрались в страну Грамоты. Посмотрите, это каменная стена, которую нам надо разрушить, чтобы освободить Фею Азбуки. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, с каждым выполненным заданием будет разрушена одна часть стены. И так — вперед!
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ».
Ребята, вам нужно правильно ответить на вопросы. Готовы?
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)
Сколько букв в нашем алфавите? (33)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Сколько гласных звуков? (10)
Сколько согласных звуков? (21)
Какие буквы не имеют звука (Ь иЪ)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Воспитатель:
— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый кирпич каменной стены.
Задание № 2 Определи гласные и согласные звуки
Воспитатель:
Мы с вами уже познакомились с разными гласными и согласными звуками. Помогите мне правильно определить в каком вагончике едут гласные звуки, а в каком согласные.
Ответы детей: Гласные- в красном вагоне, а согласные в синем.
Дети подходят к доске, выбирают букву, называют её, дают характеристику (гласная или согласная, ставят в соответствующий вагон.
Воспитатель:
— Молодцы, все справились с заданием и разрушили второй кирпич каменной стены.
Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель:
—Ребята, злой волшебник Буквоед распугал всех зверей и птиц в стране Грамоты. Посмотрите, ребята, перед вами домики. В домиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по домикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей и птиц на слоги (один слог — в домик с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?
Дети:
— При помощи хлопков.
Воспитатель:
— А еще какое правило мы знаем?
Дети:
— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
(Дети выполняют задание).
Воспитатель:
— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили следующий кирпич каменной стены.
Задание № 4 «Буква потерялась».
Воспитатель:
— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.
1 карточка - Д_М (О, Р_К (А,
2 карточка - К_Т (О, К_Т (И,
3 карточка – Л_К (У, Ш_Р (А,
4 карточка – Ж_К (У, С_Р (Ы).
Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей. Убирает еще один кирпич стены.
Динамическая пауза «Паровоз Букашка»
Задание № 5 «Звуковой анализ слов».
Воспитатель:
— Ребята, чтобы разрушить следующий кирпич, нам нужно отгадать загадку.
Загадка: Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней! (Книга)
- Вам надо составить слово из букв и выполнить звуковой анализ слова «книга».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Педагог предлагает назвать, какие звуки живут в этом слове).
— Молодцы, стена продолжает разрушаться.
Задание № 6 «Разгадай слово»
Воспитатель:
— Ребята, перед вами зашифрованное, разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Буквоеда и освободите Фею Азбуки.
Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука (Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук стоит в начале слова ворона (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это (И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
— Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети:
— Алфавит!
Воспитатель:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Азбуки освобождена!
Рефлексия
Воспитатель:
— Ребята, вам понравилось быть спасателями - освободителями?
Дети:
— Да!
Воспитатель:
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Азбуки? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Ребята, у вас на столе лежат смайлики, но у них нет эмоций.
- Если вам было легко сегодня, то нарисуйте радостный смайлик, если вы встретились с трудностями, но старались их преодолеть – задумчивый, а если трудно – грустный.
- Спасибо вам ребята за помощь, надеюсь, вы и дальше будете стремиться стать еще умнее и грамотнее. А Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам веселых смайликов, чтобы вы никогда не унывали!