Лариса Губочкина
«Чайная пара для Федоры». Конспект занятия по жгутиковой пластилинографии по мотивам гжели в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить, уточнить и активировать словарь детей по лексической теме «Посуда».
• Учить детей образовывать относительные прилагательные.
• Дать представление о колорите, элементах росписи.
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Гжель. Лепка, пластилин
- Жгутиковая пластилинография, лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Логопедические конспекты занятий
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Чайная посуда. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• Формировать умение оформлять плоскостную фигуру элементами узора, гжельской росписи, выполняя работу в технике пластилинография.
Развивающие:
• Развивать творческое воображение, эстетический и художественный вкус.
• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости.
• Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к посуде.
• Воспитывать интерес к народному искусству гжель.
Предварительная работа:
• Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
• Беседа «Синие цветы гжели».
• Рассматривание иллюстраций «Сказочная гжель».
• Разучивание пальчиковой игры «Синие цветы».
Материалы:
• Кукла Федора.
• Разрезные картинки (чашка и блюдце).
• Иллюстрации с гжельской росписью («Капелька» элементы гжельской росписи (прямые линии, точки, волнистые линии).
• Образец работы (чайник).
• Трафареты чашки и блюдца.
• Пластилин.
• Доски.
• Стеки.
Ход:
Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а кто, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка: Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора)
Да, к нам пожаловала сама Федора Егоровна.
Почему Федора слезы льет?
Но после того, как Федора поняла, что за посудой надо ухаживать, мыть ее, посуда к ней вернулась.
Какая посуда вернулась к Федоре?
Д/и «Какая, какой?»
- Чашка из фарфора какая? – Чашка фарфоровая
- Блюдце из фарфора какое? – Блюдце фарфоровое
- Тарелка из глины какая? – Тарелка глиняная
- Чайник из стекла какой? – Чайник стеклянный
- Поднос из пластмассы какой? –Поднос пластмассовый
Федора обрадовалась, что к ней вернулась посуда. Она сложила ее в красивую коробку и отправилась в гости на чаепитие.
Но Федора так торопилась, что посуда в коробке разбилась. А какая посуда лежала в коробке, узнаем, когда соберем осколки посуды.
Д/и «Собери из частей»
Дети собирают разрезные картинки.
Что вы собрали? (чашки и блюдца).
Чашки и блюдца – это какая посуда? (Чайная)
Но разбитую посуду не склеишь.
Ребята, Федора исправилась.
Давайте сделаем ей приятное.
Мы распишем чашки и блюдца, но не красками, а пластилином и подарим их Федоре.
И сейчас мы превратимся с вами в мастеров гжельской росписи.
Я вам расскажу, что же это за гжель, а вы с Федорой послушайте.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Это гжельская роспись.
Многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. Чашки у мастеров самой разной формы:
Мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, зверями.
А то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, где барышни пьют чай.
Про элементы гжели нам расскажет физкультминутка «Сеточки гжели».
Физкультминутка «Сеточки гжели»
Раз, два, три, четыре пять (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки; а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки и голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель (руки в стороны, вперед, скрещивая)
(Хирная Ю. А.)
Ребята, какими узорами украшают мастера свои изделия? (синими цветами, точками, линиями, бордюрами).
Почему гжель называют сине-голубой? (она расписывается сине-голубой краской).
Давайте посмотрим на этот чайный сервиз.
Здесь только чайник украшен гжельским узором.
- Какими узорами украшен чайник? (цветком)
А какими элементами гжельской росписи украшен чайник? (прямые линии, точки, сеточка, бордюр).
Где расположен цветок?
Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
Капелька – один из любимых элементов мастеров гжели.
Этапы выполнения работы
Серединка цветка. Отщипнуть кусочек пластилина, скатать шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
Лепестки-капельки. Отщипнуть кусочек пластилина, сказать в шарик, расположить их по кругу (верх-низ, слева-справа, между шариками). Слегка придавливая, делаем мазок, протягивая пластилин к серединке цветка.
Элементы росписи
Шарики. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, катаем шарик и располагаем их между лепестками, слегка придавливая.
Прямые линии. Отщипываем небольшой кусочек пластилина, катаем колбаску и располагаем ее на донышке чашки.
Бордюр. Кусочек пластилина раскатываем в тонкую колбаску и раскатываем ее волной по краю чашки или дну блюдца. Между волнами – шарики.
Сеточка. Сеточку наносим стекой.
Прежде, чем приступить к работе разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Синие цветы»
• Наши синие цветы распустили лепестки (Ладони обеих рук сжаты
«бутон»)
• Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет (Шевеление пальцами)
• Наши синие цветы закрывают лепестки (Снова закрыть пальцы в «бутон»)
• Тихо засыпают, головой качают («Бутон» тихо качается)
На столе лежат трафареты чашек и блюдца. Вы выбираете, что вы желаете расписать: чашку или блюдца.
Самостоятельная работа
Беседа:
- Из чего состоит цветок?
- Из каких элементов состоит бордюр? (из волнистой линии и шариков)
Итог:
Молодцы! Вы расписали по одному предмету, а вместе получился чайный сервиз, который состоит из чайника и чайных пар: чашек и блюдец.
Чайный сервиз подарим Федоре.
Федора благодарит детей за красивую посуду.
Ребята, вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.