Шашкина Анастасия
Конспект занятия по пластилинографии «Русская матрёшка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Создать условия для воспитания интереса к декоративно-прикладному искусству через приобщение детей к нетрадиционной технике – пластилинографии.
Задачи:
Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства на примере знакомства с русскими народными игрушками и матрёшкой;
Побудить детей украсить сарафан матрешки узором, используя технику пластилинографии;
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии „Русская матрёшка“ в средней группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Лепка, пластилин
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Закрепить способы работы в технике «пластилинография» : раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;
Развивать мелкую моторику рук;
Учить работать аккуратно;
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, музыка.
Материалы и оборудование: матрешка из дерева, деревянная игрушка, кукла из пряжи, кукла из ткани, трафареты матрешек из картона по количеству детей, наборы пластилина, стеки, влажные салфетки, клеенки для творчества.
Введение в игровую ситуацию
Дети входят в зал под русскую - народную мелодию, заводят хоровод. У девочек на головах платочки.
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Чей кружок быстрее соберётся?»
Воспитатель в русском народном платье стоит за дверями музыкального зала вместе с гостями.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте (дети здороваются с гостями).
Я- хранительница русских сказок – сказательница. Услышала вашу весёлую игру и решила зайти к вам. Но пришла я не одна, а с гостями.
- Проходите, гости дорогие!
Я принесла одну очень интересную историю (в руках сказительницы кукла Матрёна с грустным лицом). Хотите её послушать?
Воспитатель предлагает присесть на стульчики
Давным-давно в одном селе жили-были муж и жена, и была у них дочка Матрёна. Родители очень любили свою дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только игрушек не было. Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды девочка: «Матушка, сделайте мне, пожалуйста, игрушку, хоть небольшую». Не могла мама отказать в просьбе дочери своей любимой и сплела для Матрёны куколку из пряжи (Воспитатель достаёт из корзины куклу из пряжи, показывает её детям). Но девочка поиграла с ней только один денёк, слишком невзрачная была куколка.
Тогда девочка обратилась с просьбой к отцу. Отец сделал для Матрёны деревянную игрушку. (Воспитатель достаёт из корзины деревянную игрушку, показывает её детям). Но и с ней она недолго поиграла, не хватило девочке ярких красок.
«Какую же игрушку тебе хочется, доченька?» - спросила девочку мама. «Хочется мне, матушка, чтобы куколка моя была яркой, и чтобы она мне улыбалась». Долго думали родители и решили поехать на ярмарку.
-Как вы думаете, какую игрушку привезли родители Матрёнушке с ярмарки?
(ответы детей)
Куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна. Точно сёстры – близнецы, все одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами яркими. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть её Матрешкой.
(Воспитатель предлагает детям раскрыть матрешки, сосчитать и расставить всех матрешек на столе)
- Анфиса, сколько у тебя матрёшек спряталось? (5). (спросить 2-3 ребёнка)
- Все ли матрешки одинаковые по размеру? (Большая и Маленькая)
-Молодцы.
- Во что одеты матрешки?
Воспитатель обращает внимание на детали костюма матрешки : красиво украшенные сарафаны, кофты, платки и фартуки.
-Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры.
Поэтому ее называют расписная матрешка.
Давайте все вместе скажем – расписная матрешка. (Дети проговаривают).
Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.
Песня «Ой, да мы матрёшки» музыка З. Левиной, сл. З. Петровой
(как хорошо потанцевали, положим платочки на стол)
- Хорошую игрушку привезли родители Матрёнушке с ярмарки. Вам, наверное, тоже захотелось иметь такую же игрушку?
Предлагаю сделать из другого материала – из пластилина.
Воспитатель показывает детям магнитную доску, на которой расположены матрёшки – в центре матрёшка с улыбкой на лице, сарафан которой украшен рисунком из пластилина, а вокруг неё несколько матрёшек без улыбок на лице, с неукрашенными сарафанами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на матрёшку в центре. Какая она? ( Ответы детей: весёлая, красивая, она улыбается, её сарафан украшен узором). Но почему её подружки такие невесёлые и грустные? Посмотрите, у них даже улыбок на лицах нет.
Дети: У них не украшен сарафан и платочек.
Воспитатель: Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными. А хотите им помочь украсить сарафаны?
Дети с радостью соглашаются.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и приступить к работе.
Воспитатель:
Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунок, которым украшен фартучек матрёшки- образца. В центре изображён цветок, по краям – листики, внизу полоска, а под ней несколько кружочков.
- Какой же будет план нашей работы?
Дети с помощью воспитателя составляют план работы.
1. Вспомним правила работы с пластилином.
Прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасности при работе с пластилином. (Дети проговаривают правила безопасности при работе с пластилином. Проверяем готовность рабочего места.)
2. Подготовим пластилин к работе : разминаем. Готовим стеки.
3. Лепим шарики и колбаски.
4. Украшаем сарафан.
Воспитатель:
Можете приступать к работе.
Отрежем от большого куска пластилина жёлтого цвета маленький кусочек.
Разомнём его хорошо
Скатаем шарик.
Положим его на середину цветка и расплющим до блинчика.
Растянем пластилин до краёв контура.
Для лепестков цветка тоже нужно скатать шарики. Возьмите пластилин любого цвета.
Разомнем его.
Каждый шарик положим на середину лепестка, прижмём и растянем до краёв контура.
Полюбуемся красивым цветочком.
А теперь нужно сделать листочки вокруг этого цветка. Основа листочков – колбаски. Возьмите пластилин зелёного цвета.
Раскатайте колбаску.
Прижмите её и у вас получится листочек.
Точно так же сделайте остальные листочки.
Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы утомили,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведём
(развели руки в стороны)
И опять лепить начнём.
(хлопают в ладоши)
Внизу сарафан матрёшки предлагаю украсить разноцветными шариками, сплющивая каждый до блинчика.
Вытираем руки салфетками
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Теперь они радуются и веселятся.
- Но чего-то не хватает на их лицах?
- Предлагаю нарисовать улыбку на лицах.
Карандаш какого цвета нам нужен? (красный)
- Вот такая красивая улыбка появилась у наших матрёшек.
Воспитатель размещает получившиеся работы на магнитной доске вокруг матрёшки- образца.
Воспитатель:
- Расскажите, что было делать труднее всего?
- А что показалось лёгким?
- Что было особенно интересно? (Ответы 2-3 детей.)
- Сегодня вы были необычными художниками. Мы рисовали пластилином. Матрёшки получились просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой трудной работой. Ребята, посмотрите, наши матрёшки, веселушки-хохотушки встали в хоровод вокруг своей подружки.
Предлагаю научить их танцевать!
Дети танцуют танец «Русские матрёшечки» (в круг)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Хорошую историю я вам рассказала? Возьмём наших матрёшек, и я вас провожу в группу. А нашим гостям скажем… до свидания.